Найти тему
Кино без мужа

"ОДНА РАСТИЛА, ДРУГАЯ ОТКУСИЛА". КАКИЕ БЫЛИ У ВАЛИДЕ ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕНАВИДЕТЬ ХЮРРЕМ?

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Характер Айше Хафсы-султан нельзя назвать простым. Мать Империи была эгоистичной, самолюбивой и спесивой дамой, уверенной, что единственная ее обязанность с момента восшествия драгоценного шехзаде на престол — благосклонно принимать всеобщее поклонение. Гаремом фактически управляли Дайе и Сюмбюль, поскольку у Хафсы были куда более важные дела: вытирание соплей трепетной Хатидже и выкуривание Хюррем из постели сына.

Как известно, свекровь-матушка без петли мучит, и Хюррем не стоило ждать расположения от Валиде. Но все же отношение Хафсы могло быть помягче, если бы ее мнение о русской рабыне было менее предвзятым. При всех разногласиях и непохожести, их объединяла любовь к Сулейману и — позже — к султанским детям.

Изюминка сериала — глубокий психологизм и человечность в изображении его персонажей (в 1 и 2 сезонах, над созданием которых работала несравненная Мерал Окай). Валиде была той еще штучкой, но назвать ее чудовищем нельзя: их отношения с Хюррем были типичными отношениями властной свекрови со строптивой и своенравной невесткой. И надо отдать Хафсе должное: учитывая свирепые нравы великолепной эпохи ее сына, она обходилась с рыжей невесткой не так уж и жестоко.

Да и растаяло сердце маменьки падишаха, когда во время султановой комы стало предельно ясно ху есть ху во дворце. Ее отношения с Хюррем потеплели, но полностью принять выбор сына она так и не смогла. Естественно, Хафса никому ничего не была должна и делала лучший выбор из всех, какие могла себе представить в те времена. Вместе с тем факт запоздалого признания Валиде искренности чувств рыжей "невестки" к султану свидетельствует о зачатках адекватности у августейшей поглотительницы лукума. А значит, все могло быть иначе.

Впрочем, рассуждать о теоретической возможности нежной дружбы между Хафсой и Хюррем неинтересно, поскольку история не знает сослагательного наклонения. Но тем не менее, надо признать, что неприязнь Валиде к рыжей наложнице сына случилась не только по причине династийной спеси.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Итак, почему же Валиде невзлюбила Хюррем? Рассмотрим объективные причины (помимо задетого самолюбия и непомерного эго матери всея Османии).

Во-первых, она ее плохо знала. Своим бесстыжим поведением и скандальностью Хюррем сразу настроила против себя будущую свекровь, блюстительницу традиций не только гарема, но и османского общества, поэтому не была допущена в VIP-покои.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Когда я и другие авторы блогов о ВВ иронизируем по поводу поедания лукума в дружеской обстановке, мы все же не совсем правы... Такие совместные чаепития — важная часть культуры многих восточных стран, социальный мир которых жестко делится по половому признаку. Я даже сама участвовала в таких у кавказской подруги и была, кстати, в полном восторге. Женщины разных возрастов (как правило многочисленные родственницы) собираются за столом, пьют кофе (Валиде с этим напитком, увы, разминулась во времени) и общаются в доброжелательной атмосфере.

Это укрепляет социальные и родственные связи и... женскую самооценку. В мире, где все решают мужчины, такое совместное времяпровождения очень важно. Женщины банально вынуждены объединяться и поддерживать друг друга. Помимо совместных чаепитий восточные женщины уважительно и доброжелательно относятся друг к другу, во всяком случае, стараются не проявлять открытую неприязнь без крайней необходимости. Да, это может быть показное и даже лицемерное поведение, но ведь худой мир лучше доброй ссоры. То, о чем я сейчас говорю можно увидеть и в других турецких сериалах, например, в "Корольке".

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Хюррем с первого момента появления во дворце орала и плевалась, как дикая кошка. Такое поведение для женщины по османским понятиям было недопустимым, это и шокировало Валиде. Как и стычка с Махидевран на празднике. Формально Весенняя Роза соблюла все правила приличия: съязвила, но ведь доброжелательным тоном. А Хюррем закатила скандал, за что и была наказана Валиде, которая не собиралась разводить сантименты с чужестранкой. Что та станет матерью пятерых шехзаде, свободной женщиной и официальной женой Сулеймана, никто и подумать не мог. Тем более, Валиде с ее любовью к порядку и традициям! Не так она воспитывала сына, не так!

Хюррем же лишилась возможности пообщаться со свекровью в более приватной обстановке и наладить с ней родственные связи. Конечно, хасеки не горела желанием вращаться в обществе Махидевран, но позиция "улыбаемся и машем" избавила бы ее от многих зол и сохранила бы здоровье. В конце концов, только удача помогла избежать ей смерти от рук Валиде.

Еще одна причина, по которой Валиде с упорством, достойным лучшего применения, пыталась подгадить Хюррем Хафса не была умна и не могла разгадать недюжинный интеллект невестки. Да и разве ценился женский ум в то время? Формула Валиде "Не ум красит наложницу, а воспитание"! — говорит сама за себя.

Воспитанная в соответствии с традициями гарема рабыня удобна в управлении. Как главе гарема Валиде нужны были именно такие "кадры". Но помимо этого Хафса очевидно примеряла на сына модель собственных отношений с его отцом, Селимом Грозным. Тому едва ли нужна была умная наложница, это был человек совсем иного склада, чем Сулейман: он не подпустил бы кого бы то ни было к себе близко, потому что был патологически недоверчив.

А между тем Сулеймана подкупил именно ум Хюррем. Если бы Валиде это знала, возможно, их притирка характеров с хасеки прошла бы мягче: Хафсу раздражал информационный дефицит в отношении и личности Хюррем, и их отношений с султаном. Этим объясняется ее ярость и непоследовательность в отношениях с русской рабыней. (То лошадь убивает, то суп зовет есть). Конечно, она сама виновата, нечего было строить взрослого сына и гнобить невестку, вместо того, чтобы выуживать из нее тайны за стаканчиком щербета... Но, любая из нас может представить себя на месте Валиде и понять ее: одна растила, а другая откусила...

Ну и третья веская причина, по которой неприязнь к Хюррем у Валиде была неизбежна: Сулейман был светом в окошке Айше Хафсы. Ее нарциссическая натура была на самом верху блаженства, когда она оказалась в Топкапы. Сбылась самая главная мечта всей ее жизни: отныне ее сыну ничего не угрожает, а она до конца своих дней будет купаться в лучах покоя и славы. На тот момент теоретически ни одна другая женщина не могла подвинуть ее с места в сердце сына: мать — это святое, а наложницы — приходящее. (По приказу самой Валиде, главы гарема). Но Александра ее лихо обскакала под молчаливое одобрение Сулеймана.

Кадр из сериала
Кадр из сериала

Это был удар в самое больное место. И эта рана у Валиде кровоточила до конца ее дней. Опухоль самолюбия проросла в материнскую любовь Айше Хафсы и сделала ее одной из главных мучительниц Хюррем. Но несмотря на это Валиде периодически находила в себе силы проявлять объективность в отношении нелюбимой невестки, а под конец жизни и вовсе признала ее право на счастье с Сулейманом, предварительно перепортив немало крови и себе, и ей.

Ничего хорошего, разумеется, из этого не вышло. Хотя бы потому что в итоге обе умерли сравнительно рано, оставив детей один на один с равнодушным жестоким миром.

Новая статья "Главный абьюзер Османской империи" в моей группе ВКонтакте "Кино для девочек", ссылка на нее закреплена на стене паблика. Заходите, читайте, комментируйте!