Кто лес любит и знает, тому он помогает. Каково уж ни любить лес среднерусскому пахарю и не ведать его, ежели древеса крестьянина кормят, обряжают, сугревают да кров дают. Недаром спокон веку на посельщине сказывали: “Вырос лес, так будет и топорище”.
Бела берёзка особливо угожа* для русского сельца. В печи она горит долготно да жарко, по весне напоит березицей* на весь год, подсобит в хозяйстве крепкой берестой для утвари. Паче того, всякий березняк - суть кладовая для хозяйского вручья*. Из березины излаживали* грабли да вилы, черенки да топорища, оглобли да коромысла, вицы* да канаты. Вестимо*, лес по топорищу не плачет.
Для особливо крепучего* и сносливого вручья в ход шли затеси. Дошлый* крестьянин ставил на берёзовой стволине нарубы. По миновании неколиких* лет берёзовое садно* зарастало с двух сторон наплывами. Заросты оные и есть затеси. Славились сии особой крепостью - самое оно для грабель да вил. Почасту затеси наплывали апосля смерти крестьянина, а коли так, то срубали оные ужо их сыны.
Подписывайтесь на Платона Караваева и будет вам рассказни затейные о старине посельской.
*Помин забытых слов:
Угожий - полезный
Березица - сцеженный берёзовый сок
Вручьё - домашнее орудие труда
Излаживать - мастерить
Вицы - верёвка
Вестимо - известно, конечно
Крепучий - крепкий
Дошлый - опытный
Неколико - несколько
Садно - рана