Найти тему

Коротко об истории гравированных классических драгоценных камней

Доброе утро дорогие подписчики и гости канала. Специалист по антиквариату Г. Макс Бернхаймер раскрывает значение гравированных классических драгоценных камней, включая лоты из коллекции Дж. Санджорджи, которые были проданы за $11 901 125 на двух специализированных распродажах.

Что такое инталии и камеи?

Древние гравированные #драгоценные камни , которые исторически носили на перстнях, делятся на две категории: инталии, где узоры вырезаны в виде углубления на поверхности драгоценного камня, и камеи, где излишки материала удалены, чтобы оставить рельефное изображение.

"Несмотря на свои небольшие размеры, самые качественные гравированные драгоценные камни по художественному мастерству соперничают с монументальными мраморами, вазами и бронзами", - объясняет глава международного отдела древностей Christie's Г. Макс Бернхаймер.

Римская камея из оникса с изображением вакхической сцены, императорский период, ок. I в. н.э.
Римская камея из оникса с изображением вакхической сцены, императорский период, ок. I в. н.э.

Какие камни использовались?

Эти #изделия высоко ценились и обычно изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, таких как сердолик, агат, яшма, халцедон, горный хрусталь, аметист, #гранат и #сапфир . "Их материал, размер и цвет отражали богатство и вкус покровителя", - добавляет специалист.

Греческий аметистовый перстень с Афиной, эллинистический период, ок. 1 века до н.э.
Греческий аметистовый перстень с Афиной, эллинистический период, ок. 1 века до н.э.

Драгоценные камни обычно оправлялись в золотые, серебряные или бронзовые оправы, иногда на простых оправах, а иногда с более замысловатыми узорами. Хотя многие из них утратили свои оригинальные оправы, некоторые все еще можно найти в них.

Огранка

Самые первые гравированные драгоценные камни гранили вручную с помощью простых железных инструментов, включая остроконечные сверла и отрезные круги, которые использовались в сочетании с мелким абразивным наждачным порошком. Сверло с алмазным наконечником появилось в V веке до н.э., но получило распространение лишь спустя столетия.

Таблоидная печать из минойского горного хрусталя с геометрическим узором, средний минойский III-поздний минойский I, ок. 1700-1500 гг. до н.э.
Таблоидная печать из минойского горного хрусталя с геометрическим узором, средний минойский III-поздний минойский I, ок. 1700-1500 гг. до н.э.

В некоторых камнях в центре просверлено небольшое отверстие, позволяющее закрепить камень на поворотной оправе, чтобы носить его гравированной стороной к пальцу. Затем их можно было снять и повернуть камень для демонстрации.

Предназначение

"Изначально", - говорит Бернхаймер, - "гравированные камни были портативными печатями, которые использовались для оттиска выбранного владельцем рисунка на воске или глине, чтобы заверять документы и предметы, в те времена, когда еще не существовало подписей. Позже они стали скорее предметом моды, чем функцией, и их носили, чтобы обозначить интересы, преданность, верования и убеждения владельца".

Греческая бочковая печать из оранжевого оникса с цаплей, классический период, ок. конца V века до н. э.
Греческая бочковая печать из оранжевого оникса с цаплей, классический период, ок. конца V века до н. э.

Когда и где они были сделаны?

Традиция началась в древней Месопотамии около 5 000 лет назад, когда печати-штампы и цилиндрические печати прессовали и раскатывали во влажной глине. Оттуда она постепенно распространилась по Минойской и Микенской Греции, Персии и Египту.

Минойская голубая халцедоновая печать с тремя лебедями, поздний дворцовый период, ок. 16 в. до н.э.
Минойская голубая халцедоновая печать с тремя лебедями, поздний дворцовый период, ок. 16 в. до н.э.

Примерно в XVI веке до н.э. минойцы начали изготавливать небольшие прямоугольные гербовые печати. Традиция была утрачена к концу бронзового века, но возродилась в VI веке до н.э. с небольшими инталиями овальной формы, обычно в виде жука-скарабея с гравировкой на нижней стороне.

В V веке до н.э. детали на гравированных драгоценных камнях стали более тонкими, а к III веку до н.э. завоевания Александра Македонского обеспечили приток новых экзотических камней в эллинистический мир.

Римский гранатовый перстень с Диомедом, императорский период, ок. конца I века до н. э. - I века н. э.
Римский гранатовый перстень с Диомедом, императорский период, ок. конца I века до н. э. - I века н. э.

Римляне продолжили эллинистическую традицию инталий и камей. "Римский писатель Цицерон однажды заметил, что люди носили на кольцах портреты своих любимых философов" - говорит Бернхаймер.

Римляне также начали изготавливать стекло, из которого можно было вырезать камеи, что позволяло получать последовательные и предсказуемые цветовые слои. "Самым известным примером этой традиции является Портлендская ваза в Британском музее, которая впоследствии вдохновила Джосайю Веджвуда на создание монохроматической керамики", - добавляет специалист.

Какие мотивы были выгравированы на них?

Мифологические фигуры, изображения животных и портреты были популярными сюжетами во все периоды производства гравированных драгоценных камней. На некоторых экземплярах также есть надписи, идентифицирующие их владельцев (написанные в обратном порядке, чтобы их было хорошо видно при оттиске).

Римский аметистовый перстень с портретом Демосфена, подписанный Диоскуридом, ок. конца I в. до н.э.
Римский аметистовый перстень с портретом Демосфена, подписанный Диоскуридом, ок. конца I в. до н.э.

Иногда указывается и имя художника, гравировавшего драгоценный камень. "Резчик Диоскуридес известен из античной литературы как придворный гравер римского императора Августа, и его подпись сохранилась на приведенной выше аметистовой инталии", - говорит Бернхаймер. Этот #перстень с аукциона Christie's 2019 Masterpieces in Miniature был приобретен Музеем Дж. Пола Гетти и сейчас выставлен на вилле Гетти.

Римская камея из оникса с портретом императора Клавдия, 41-54 гг. н.э.
Римская камея из оникса с портретом императора Клавдия, 41-54 гг. н.э.

Некоторые римские инталии и камеи часто были большего размера и, возможно, носились на шее, а не на пальце. Они позволяли создавать более детальные изображения, как, например, приведенное выше изображение римского императора Клавдия.

Как они сохранились?

Хотя многие гравированные драгоценные камни были обнаружены при археологических раскопках, большинство из них - случайные находки. Бернхаймер приводит пример осушения римских бань в Кесарии в Израиле, в результате чего было найдено множество драгоценных камней, некоторые из которых могли выскользнуть из пальцев купальщиков. Древние авторы также описывают большие залежи гравированных драгоценных камней, которые приносили в жертву богам в греческих и римских храмах.

Другие гравированные драгоценные камни сохранились под землей. В Средние века они ценились королевскими коллекционерами и часто вставлялись в церковные предметы, такие как обложки книг и потиры.

После эпохи Возрождения интерес к античности возродил новую волну коллекционирования. "В XVII и XVIII веках великие туристы выставляли ящики с гравированными драгоценными камнями в своих величественных домах в качестве сувениров о своих путешествиях", - говорит специалист.

Римский перстень из сардоникса с капитолийской триадой, императорский период, ок. 1 в. н.э.
Римский перстень из сардоникса с капитолийской триадой, императорский период, ок. 1 в. н.э.

Четвертый герцог Мальборо, Джордж Спенсер, собрал коллекцию из 780 драгоценных камней в XVIII веке и заказал Джошуа Рейнольдсу картину, на которой он держит свою драгоценную камею римского императора Августа. Его коллекция была продана на аукционе Christie's в 1899 году, и многие из драгоценных камней сегодня считаются утраченными, они известны только по сохранившимся слепкам и оттискам, хранящимся в музее Ашмолеан в Оксфорде.

Представленный ниже камень, на котором изображены два воина, возможно, Орест и Пилад или Октавиан и Цезарь, когда-то находился в коллекциях Мальборо и Арундел и был известен с начала XVIII века.

Римский сердоликовый перстень с двумя воинами, республиканский период, ок. середины I в. до н.э.
Римский сердоликовый перстень с двумя воинами, республиканский период, ок. середины I в. до н.э.

Тенденция коллекционирования, а также ношения древних драгоценных камней оставалась популярной на протяжении последних нескольких столетий, и в результате многие экземпляры, поступающие на рынок, были перемонтированы в современные оправы.

Что привлекает современных коллекционеров?

"Эти древние гравированные драгоценные камни предлагают увлекательное научное окно в древний мир с точки зрения жизни, моды и ритуалов, а также доказывают, что традиция создания сентиментальных ювелирных изделий насчитывает тысячи лет", - говорит Бернхаймер.

Римский сердоликовый перстень с портретом императрицы Сабины, ок. 130 г. н.э.
Римский сердоликовый перстень с портретом императрицы Сабины, ок. 130 г. н.э.

"#Камеи и #инталии - это великолепные декоративные и выразительные #произведение искусства , которые благодаря своей природной твердости часто сохранились в прекрасном состоянии", - продолжает специалист.

"Благодаря своей портативности их можно носить в современном стиле и манере, а их изобилие означает, что самые доступные экземпляры стоят всего несколько сотен фунтов".

Спасибо за внимание.

-12