Разбор родительских стратегий (кейс про Марка 👆):
Дисциплина и строгость могут помочь, но только в тех сферах жизни, с которыми ребенок не имеет возможности справиться самостоятельно, там, где ему нужна внешняя «опора». Например, мы контролируем, чтобы трехлетка почистил зубы. И это имеет смысл, потому что в силу особенностей возраста такой ребенок еще не умеет планировать, удерживать намерение, действовать «как надо», а не «как хочется». В три года дети импульсивны, уровень саморегуляции низкий, поэтому «опора» в виде напоминаний, традиций, ритуалов, некоторой настойчивости вполне уместна. Но в девять - нет! Психика девятилетнего ребенка вполне дозрела до того, чтобы осознавать свое поведение, планировать действия, предвосхищать последствия, оценивать риски, проявлять настойчивость при встрече с трудностями, по крайней мере в некоторых сферах жизни. И если он не демонстрирует этих проявлений, значит для этого есть препятствие. И чаще всего оно в том, что кто-то другой берет на себя эти «обязанности». Рядом с рассеянным ребенком обычно есть кто-то, кто напоминает и контролирует. Именно поэтому он может позволить себе быть рассеянным.
Похвала («ты же умный»). За этой стратегией стоит убежденность: если ребенок верит в то, что он умный (после того как ему миллион раз об этом сказали), его не испугают никакие задания в школе. Похвала – это карманный ангел‑хранитель. Хвалят для того, чтобы ребенок не забывал о своих талантах. Однако все больше исследований свидетельствуют - как раз наоборот. Назвать ребенка «умным» не значит гарантировать, что он будет хорошо учиться. Более того, излишняя похвала может стать причиной плохих результатов в учебе. Подробнее об этом рассказывала тут: https://youtu.be/v4X00AR9nPI
«Мотивация» («у тебя все должно получиться», «ты обязательно справишься»). Проблема такой стратегии, в навешивании на ребенка своих ожиданий, которые могут стать для него тяжелым грузом. Огорчить «своего взрослого», быть не таким каким тебя хотят видеть родители – очень тяжелое переживание для любого ребенка, даже если в своей речи и поведении он демонстрирует полную противоположность. Несоответствие ожиданиям близкого взрослого угрожает разрывом отношений привязанности, а это сопоставимо со страхом смерти. «Если взрослый меня оставит, я погибну». И очень долго в истории человечества это было именно так. Поэтому ребенок будет прикладывать максимум усилий, чтобы убедиться, что взрослый будет рядом. Для этого он даже готов пожертвовать своими интересами желаниями, в долгосрочной перспективе мы можем увидеть как человек «живет не своей жизнью», не знает чего хочет, остается в созависимых отношениях с родителями или провести жизнь доказывая, что они были не правы. Но если груз ожиданий слишком тяжел, планка «хорошести» излишне высока, то ребенок может сделать вывод, что нет смысла и пытаться. Сначала он становится пассивным и ленивым, затем начинает сопротивляться и бороться за власть, но так или иначе становится ребенком, которой требует много сил и внимания от родителей – выматывает их спорами и непослушанием или может демонстрировать излишнюю беспомощность и некомпетентность. В обоих случаях внимание родителей гарантировано! Привязанность подтверждена и неважно каким способом!