Этот документальный комикс прочитают дети (вне зависимости от возраста), но должны — родители. Об этом я подумала, когда перевернула последние странички книги.
Нет, вру. Сначала мне захотелось увеличить ее в десять раз.
Несколько лет назад художница Александра Шевченко оказалась в психоневрологическом стационаре. Зарисовки, сделанные там, она затем превратила в комикс. Стационар у неё похож на стеклянный куб без окон и дверей, заставленный цветочными горшками.
«Ходят слухи, что пациенты, потерявшие волю к жизни, превращаются в комнатные растения», — говорит пациентка в ожидании обеда.
Обед в стационаре всегда в 14:20, и для пациентов — это самое важное событие дня. В его ожидании главная героиня рассказывает истории местных жителей — и свою собственную.
В момент знакомства обитатели стационара кажутся людьми без каких-либо расстройств. Но затем пожилая леди в шелковом халате, которая всегда носит с собой мундштук и чашку с черносливом, начинает рассказывать об убийстве зятя. А милая девочка рядом жалуется на то, что она робот.
Эта видимость обыденности, на мой взгляд, одна из причин, по которой тема психических расстройств до сих пор вызывает у некоторых людей скепсис.
«Езжай и посмотри, как выглядят настоящие психи», — кричит мать главной героини. А как они должны выглядеть?
Может быть, у них отрастает перо на макушке или четыре руки? Или они надевают исключительно мешки из-под сахара, на которых написано «Кофейные зерна»?
«Настоящие психи» выглядят, как мы, потому что это и есть мы. От ментальных расстройств не оформить страховку, они развиваются в любом возрасте.
Вот, например, статистика: по данным Института показателей и оценки здоровья в России психическими расстройствами страдают до 17,7 миллиона человек. А в первый год пандемии ковида распространенность депрессий в мире выросла на 25%.
Несмотря на доступность информации, родители все ещё предпочитают лечить детей у священников и знахарей, лишь бы не у врачей. Ведь «мой ребёнок нормальный, а вы сделаете из него психа».
Отсюда следует другая важнейшая тема комикса — отношения в семье. Дети в этой истории изжеванные родителями, да и у старшего поколения дела не очень из-за отсутствия с теми близости. Получается замкнутый круг, точнее тот самый стеклянный куб без дверей, полный цветов и слез.
Мне очень симпатична тенденция, когда о сложных вещах рассказывают языком комикса. Комиксы лишены снобизма, они дружелюбны и доступны. Я влюбилась в визуальный язык Александры Шевченко: лиричный, прозрачный, тонкий и — при необходимости — острый.
Есть и но. В большой прозе стилистические огрехи спрятать легче, чем в комиксе. С одной стороны, текст в нем не играет первостепенную роль, но с другой — каждое слово на вес золота.
Мне показалось местами, что «Стационару» не хватает редактуры. Не везде понятна композиция, что тоже, в целом, решается редактурой. Но это такие мелочи, что и говорить о них детально совсем не хочется.