Так говорил Эдуард Лимонов о своем современнике — художнике Петре Беленке.
Работы Беленка во многом пророческие, написанные в уникальном авторском стиле, который сам автор называл «паническим реализмом», хранятся в крупнейших музеях России и мира. А в аукционном рейтинге советских художников-нонконформистов он занимает 27 позицию.
Но это сейчас, а при жизни он страдал от неустроенности, нестабильности и депрессий. И именно в этих условиях или благодаря им и родился самобытный живописец.
В 1967 году Петр Беленок обосновался в Москве, где вступил в члены Союза художников СССР. Именно в этот момент произошла кардинальная перемена его художественных взглядов. Творческий язык автора во многом формировался под влиянием идей современного западного искусства.
1970-е он активно участвовал в квартирных выставках в Москве, а также экспонировал работы во Франции (Exposition au Muse’е Russe en Exil, Можерон), Германии (Progressive Stromungen in Moskau, 1957–1970, Museum Bochum), Италии (La Biennale de Venezia, Венеция), Англии (Лондон), США (Вашингтон) и Бельгии (Брюссель).
Работы художника 1970—1980-х годов совпадают с пробуждением интереса к фантастическим сюжетам, связанным с эпохой освоения космоса.
Петр Беленок — пионер фотореалистических стратегий. Его художественная система — многочисленные убегающие и летящие человеческие фигуры, которые пребывают в космических пространствах, преследуемые фантастическими существами. Все они пытаются спастись от какого-то глобального космического катаклизма. Маленькие фигурки беззащитны перед стихией, воплощенной в кометоподобных вихрях, косматых плазменных дисках и в других проявлениях беспощадной энергии Космоса.
Его запоминающиеся работы наполнены трагизмом и вместе с тем, как пишет друг Беленка — поэт и художник Владимир Алейников, они «содержат и нечто такое, что противостоит разрушению: в них есть неистовая вера в людей, в торжество разума, лейтмотивом в них проходит убеждённость в жизнестойкости бытия».
Картины и рисунки Петра Беленка выполнены в смешанной технике — это живопись и графика с элементами коллажа. В его живописи парадоксально соединяются абстрактный экспрессионизм и фотореализм. Цвета — разыгрывают монохромную гамму с преобладанием контраста черного и белого, что придает апокалипсическим видениям художника аскетическую суровость и драматическую экспрессию.⠀
Своих «маленьких человечков» Петр Беленок по большей части вырезал из спортивных газет и журналов — именно там можно было обнаружить фотографии бегущих, прыгающих, падающих, кричащих спортсменов и болельщиков. В композициях художник использовал разные по масштабу фигурки, располагая их согласно заданной перспективе и покрывая белилами — так, что наклейки было трудно отличить от живописного изображения.
«Беленок одним из первых начал работать с фотоформой, осознанно заостряя взаимоотношения трех начал: Космогонической символики, экспрессионистского жеста и натуралистического фотоизображения», — писал искусствовед Александр Боровский.
Он умер в бедности и полузабвении, хотя судьба его могла сложиться совершенно иначе. Отказавшись от своих амбиций, он мог быть успешным живописцем и скульптором, живущим госзаказами. Но выбрал сложный путь творческой самореализации и стал одним из ключевых неофициальных художников.
Сюжеты его работ актуальны и теперь — ведь паника и хаос, также современны, как и 40-50 лет назад.
«Меня не интересуют детальные наблюдения каждодневной жизни; я наблюдаю мир и его проблемы из нейтральной позиции в космосе», — говорил Петр Беленок.
Посмотреть еще больше работ художника можно в Коллекции Музея AZ.