«Гарри Поттер» любим читателями и зрителями по всему миру, но у всеобщей популярности есть один большой минус. Поскольку автор, как правило, трудится над своим творением в одиночку, и он не всегда видит произведение под разными углами, то вполне закономерно в произведение могут пробраться ошибки, неточности, или просто автор забывает о введённом ранее правиле.
В этом материале мне бы хотелось обсудить несколько ситуаций, в которых сюжет грубо (или не очень) нарушил собственную логику.
Приятного чтения!
Непростительные заклинания не оставляют следов
В последней части последователи Волдеморта провернули ловкий трюк. Поскольку в волшебном мире лишь единицы не боялись называть Тёмного лорда по имени (в том числе и сам Гарри), то на его имя наложили некую метку, позволяющую найти человека, который произнесёт его.
Эта техника кажется очень эффективной, но почему её не использовали для Непростительных заклинаний? В отличие от имени, для них нельзя придумать обходные пути или вариации – у тебя есть чёткая формулировка, без которой заклинание не сработает. Судя по тому, что было в серии, волшебники могли использовать Непростительные заклинания без каких-либо следов.
Все проигнорировали портрет Дамблдора
В мире «Гарри Поттера» фотографии и портреты обладают…индивидуальностью, в какой-то степени жизнью, они могут говорить, перемещаться и вспоминать свою жизнь. Когда путь Дамблдора заканчивается в «Принце-полуровке», Гарри сетует, что больше не сможет поговорить с наставником. Но…
Портрет Дамблдора всё время висел в кабинете директора, и Гарри мог бы легко поговорить с ним. Портрет был показан в одном из флэшбеков, когда тот давал указания Снейпу, а значит, что это был практически тот же Дамблдор, что и ранее. Тем не менее, никто не удосужился расспросить Дамблдора ни о чём. Ни о скандальных материалах Риты Скитер, ни о тонкостях в завещании, ни о крестражах.
Любовные напитки никем не регулируются
Итак, дорогие читатели, запоминайте. Использовать «Империум», заклинание, которое подчиняет волю другого человека, – это плохо. Использовать Любовные напитки, которые подчиняют волю другого человека, – это нормально. Не перепутайте.
Любовные напитки неплохо ложатся на предысторию Волдеморта. Нам показали, что в отличие от Гарри Том Реддл был рождён в семье, где мама поила отца-магла любовным напитком, что подразумевало отсутствие любви. Так и вышло – как только Меропа Реддл перестала подливать напиток мужу, думая, что он и так любит её, тот сразу ушёл.
Однако существование Любовных напитков выглядит очень странно в волшебном мире, где заклинание Империмум считается непростительным. И там и там эффект схожий – подчинение разума, вот только любовный напиток можно купить где угодно, хоть в лавке Уизли, хоть заказать себе в Хогвартс. У этого зелья безграничный потенциал для использования, и странно, что в стенах волшебного замка, полного детей переходного возраста, этот предмет не всплывал вплоть до шестой книги.
Второкурсник Деннис Криви попал в Хогсмид
«Узник Азкабана» строится в частности вокруг того, что Гарри не может «честным» способом попасть в Хогсмид, поскольку опекуны не подписали разрешение. Чтобы пробраться в волшебную деревню ему приходится использовать различные ухищрения, в виде мантии-невидимки и тайных проходов.
В «Ордене Феникса» Гарри вместе с друзьями решает создать отряд учеников, который будет заниматься Защитой от тёмных искусств не на словах и теории, а на деле. Пришло под тридцать человек с разных курсов и факультетов, и самым юным желающим стал Деннис Криви, мальчик двенадцати лет и второкурсник. Загвоздка в том, что Хогсмид разрешено посещать лишь с третьего курса, а Деннис вряд ли пролезал по тайному ходу или стащил у Гарри мантию-невидимку.
«Преданность» палочек работает очень странно и выборочно
В последней части мы вместе с главными героями узнаём, что палочки могут менять свою верность после того, как их завоевали – это означает, что если человек владел палочкой, но потерял её, например, из-за «Экспеллиармуса», то она теряет свою преданность и принадлежит другому.
Но…то же заклинание «Экспеллиармус», было очень распространено в истории, и тот же Отряд Дамблдора учил его на первом своём занятии.
— Экспеллиармус, — сказал Невилл, и Гарри, пойманный врасплох, почувствовал, как палочка вырвалась у него из руки.
То есть мы правильно должны понять, что после этого Невилл «захватил» палочку у Гарри? Но вот парадокс, Гарри ни разу не почувствовал, что с его палочкой что-то не так. Вплоть до последней части палочка ни разу не меняла своей принадлежности таким вот образом, и при всей логике, которую выстроила Джоан Роулинг, она рассыпается при разборе всей истории в целом.
Старосты не могут снимать баллы, но Перси снял их с Гриффиндора
В «Тайной комнате» Перси и Рон повздорили, из-за чего Перси снял пять баллов со своего факультета в качестве наказания. Однако, когда Рон сам стал старостой в «Ордене Феникса», он сказал, что не имеет права наказывать таким образом других студентов.
Когда Малфой стал частью «Инспекционной дружины», он заявил, что да, старостам запрещено снимать баллы, но это могут делать члены дружины, поскольку у них более расширенные привилегии.
Волдеморт не победил Снейпа, но считал себя хозяином Бузинной палочки
Поскольку Волдеморт считал, что именно Снейп был тем, кто победил Дамблдора, то он расправился с Северусом, чтобы стать полноправным владельцем Бузинной палочки.
И опустим момент, что Северус в действительности не был владельцем палочки, поскольку чуть ранее Драко применил «Экспеллиармус» и выбил палочку у Дамблдора. Проблема здесь в другом. Сам Волдеморт ничего не сделал со Снейпом, с ним расправилась Нагайна, которая, в свою очередь, не только живое существо – в прошлом она была человеком.
И нет, аргумент, что Нагайна – продолжение Волдеморта не работает, поскольку Гарри – такое же продолжение Тёмного лорда, но в сценарии палочек он считается отдельной боевой единицей. Нагайна – вот кто должна была стать следующей владелицей (с учётом данных, что палочка принадлежала Снейпу), но странно, что Тёмный лорд этого не учёл.
Прорицание – наследственный талант, но ему учат
Даже такие высококвалифицированные волшебники, как профессор МакГонагалл и Дамблдор, утверждают, что они не понимают, как работает прорицание. Если это так, то какой смысл в существовании целого предмета, который обучает этому направлению?
Дамблдор заявляет, что он включил Прорицание в программу только для того, чтобы защитить Трелони от Волдеморта, оставив её в замке. Однако он также подтвердил, что Прорицание преподавалось в Хогвартсе ещё до Трелони, поскольку он подумывал об отмене этого предмета. Итак, если подытожить, то Хогвартс обучает студентов тому, для чего в первую очередь важен природный талант, а не усердная учёба и знания (что и показала Гермиона, которая не смогла обучиться Прорицанию и бросила этот предмет).
Гарри получил предупреждение за заклинание Добби, но это был неединичный случай
В «Тайной комнате» Добби сбросил пудинг на пол при помощи чар, из-за чего Гарри получил предупреждение за неправомерное использование магии. Аргументом является то, что Гарри – единственный волшебник, проживающий на Тисовой улице, и любое волшебство будет считаться совершённым им. Вот только…
Многие люди занимались магией в этом доме, и Гарри за это не предупреждали и не исключали. В «Кубке огня» магию использовал мистер Уизли:
— Инсендио! — приказал мистер Уизли, направив палочку на провал в стене за собой.
В «Ордене Феникса» Тонкс при помощи магии собрала вещи Гарри, а в «Принце-полуровке» магию использовал Дамблдор. Очень странно, что внимание Министерства привлекли лишь два случая (Добби и Патронус против дементоров).
Дамблдор приказал Слизерину вернуться в подземелье
Закончим одним показательным и интересным моментом. Гостиная Слизерина находится в подземельях. Когда в «Философском камне» Квиррелл запустил в подземелье тролля, Дамблдор приказывает разойтись всем по гостиным, что означает…что Слизеринцам нужно было пойти…в подземелье…где по словам профессора гуляет тролль…
И здесь три варианта. Либо Дамблдор забыл, где живёт четверть его учеников, либо он умышленно отправил Слизеринцев в опасное место, либо на момент первой книги Роулинг ещё не представляла, где точно живут слизеринцы.