Найти в Дзене

СПОСОБНОСТИ

Проблема способностей человека — одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Оценка способностей учащихся по существу завершает их психологическое изучение, а формирование их личности, своей основной целью ставит формирование профессиональных способностей. Вместе с тем проблема способностей выходит далеко за рамки психологической науки.
В отличие от характера способность — качество личности, существующее только соотносительно той или иной деятельностью. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какую деятельность будет выполнять человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Способностей к неизвестной деятельности не существует.
Способности — это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и
совершенствования в ней. Спосо́бности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельнос

Проблема способностей человека — одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Оценка способностей учащихся по существу завершает их психологическое изучение, а формирование их личности, своей основной целью ставит формирование профессиональных способностей. Вместе с тем проблема способностей выходит далеко за рамки психологической науки.
В отличие от характера способность — качество личности, существующее только соотносительно той или иной деятельностью.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какую деятельность будет выполнять человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Способностей к неизвестной деятельности не существует.
Способности это совокупность таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и
совершенствования в ней.

Спосо́бности — это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Что превращает знания, умения и навыки в способности? Способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, навыки, умения на службу деятельности.
Так же как и характер, способности не самостоятельное, рядоположенное с д р у г и м и свойство личности, а определенное сочетание различных свойств. Различие между характером и способностями — в том, что характер проявляется во всех видах деятельности, а способности — только в одном, определенном. Пока человек не н а ч а л определенной деятельности, у него существуют только потенциальные способности к ее выполнению, являющиеся свойствами его личности. Как только он начинает эту деятельность, его потенциальные способности становятся реальными способностями, не только проявляющимися, но и формирующимися в этой деятельности.
В одном случае он должен развивать больше силы, в другом случае — больше ловкости, в третьем — больше внимательности и
т д., но один и тот же и н д и в и д у ум не обладает всеми этими качествами в равной мере»

Все способности человека как психические явления могут быть
разделены на четыре группы.

Во-первых, на элементарные и сложные и,

во-вторых, — на общие и частные.
Элементарные общие способности, присущие всем людям, хотя
и в разной степени их выраженности, — это основные формы психического отражения: способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, принимать и осуществлять решения и запоминать. Ведь каждое элементарное проявление этих способностей есть соответствующее действие, выполняемое с различным успехом: сенсорное, мыслительное, волевое, — и даже может стать соответствующим навыком. Эти элементарные общие
способности лежат в основе трех других групп. Элементарные частные способности, присущие уже не всем людям (у одних — большие индивидуальные способности, у других — меньшие), — это более сложные свойства личности, такие, например, как глазомер, музыкальный слух, критичность мышления, доброта, решительность и настойчивость, смысловая память и т. д.


Все эти и другие более сложные свойства личности проявляются
в соответствующей деятельности. Сложные общие способности присущи в той или иной степени всем людям. Это способности к общечеловеческим видам деятельности: труду, игре, учению, общению друг с другом, эстетической и нравственной деятельности. Каждая из входящих в эту группу способностей представляет собой сложную структуру свойств личности. Поэтому в отличие от элементарных способностей, о которых говорят в единственном числе: «воля как способность к достижению цели», «способность мышления» и т. д., — о сложных способностях говорят во множественном числе: способности к учению, способности к такому-то виду труда и т. д.

Сложными частными способностями, присущими уже не только
в разной степени, но и вообще не всем людям, являются способности, развившиеся в истории человечества сначала к ремеслам,а потом к профессиям. Их называют профессиональными, специфическими, специальными, особенными. Идея «каждый человек способен ко всему», неверна. Правильно утверждение, что «каждый человек способен к чему-нибудь полезному. Так, учащийся, не способный быть монтажником-высотником, шофером или наладчиком автоматических линий,
может быть не только способным, но и талантливым станочником,
оператором или поваром.
Высокие показатели в производственной деятельности и обучении могут
быть достигнуты учащимися с самыми различными психологическими структурами личности. Неуспеваемость же в профессиональном обучении обычно более отчетливо определяется той или иной
психологической структурой личности.
Иногда о способностях учащихся говорят только тогда, когда
они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту. Это неверно.

Одаренность — совокупность ряда способностей, обусловливаю,- особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди д р у г и х л и ц, о б у ч а ю щ и х с я иди выполняющих эту деятельность в гех же условиях. Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом.

Талант — это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.

Высокий уровень творчества при выполнении деятельности— особенность таланта. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе.

Талантливость близка к гениальности, но меньше по значимости.
Гениальность — высшая степень одаренности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно
положительное значение. Поэтому отличие гения от таланта не
столько в степени одаренности личности, сколько в том, что гений
создает эпоху в области своей деятельности.
Способности ощущений, механической памяти, эмоциональной
возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных, но не обязательно наследственно схожих с родительскими задатков.