Найти тему
Skysmart. Родителям

Как учиться эффективно — в школе и не только. 5 рекомендаций от нейробиолога Аси Казанцевой

Оглавление

Зубришь — сдаёшь экзамен — забываешь. Многие из нас уже и не вспомнят бóльшую часть той информации, которую изучали в университете и школе. Как и ребёнку, и взрослому учиться так, чтобы пользоваться знаниями всю жизнь? Объясняет Ася Казанцева — нейробиолог, научный журналист, лауреат премии «Просветитель» и автор трёх бестселлеров о человеческом мозге и поведении.

Рекомендация № 1: учитесь. Чем больше вы учитесь, тем легче вам будет запоминать новую информацию

Любое обучение меняет мозг — это главное открытие науки нейробиологии в XX веке. Когда мы учимся чему-то новому, в нашем мозге формируются нейронные связи между нервными клетками. У детей-дошкольников эти связи формируются хаотически. Но чем старше мы становимся, тем больше полагаемся на уже существующие в нашем мозге связи, которые для чего-то пригодились нам в жизни раньше. Поэтому так важно с детства давать ребёнку нагрузку в учёбе, тренировках, разговорах и размышлениях — на такой основе нейронным связям будет легче развиваться в будущем.

От того, какие знания мы уже загрузили в голову, зависит, насколько легко мы сможем обрабатывать новую информацию в этой области.

Эксперимент психолога Уильяма Чейза о неквалифицированной памяти

Сначала Уильям Чейз показал картинку с шахматной партией Карпова и Каспарова новичку в шахматах и опытному профессионалу. Оказалось, что профессионалу хватает всего 5 секунд, чтобы запомнить расположение 16 фигур. Новичку же процесс запоминания дался гораздо сложнее.

А потом Уильям показал профессионалу и новичку шахматную партию, в которой фигуры были расставлены абсолютно нелогично — в ходе игры такое расположение невозможно. И в этом случае новичку было гораздо проще запомнить шахматную партию, ведь профессионалу пришлось зазубривать ходы без какой-либо логики.

Квалифицированная память — это когда профессионалу легче запомнить то, что касается его области экспертизы, чем новичку в этой сфере.

Рекомендация № 2: хорошо высыпайтесь и бездельничайте

Процесс обучения имеет физиологическую природу, поэтому эффективность в учёбе напрямую зависит от образа жизни. После того как вы выучили что-то новое и загрузили знания в краткосрочную память, хорошо бы отправиться поспать! Во сне отлично формируются новые нейронные связи. А ещё хорошую среду для запоминания создаёт безделье. Ничего не делайте, ни с кем не разговаривайте, ни о чём не думайте: поваляйтесь в ванне, попинайте листья в парке или посмотрите на горящую свечу. Знания хорошо закрепляются, когда мозгу нечего делать.

Эксперимент с трёхчасовым курсом по химии о важности сна

Двум группам детей прочитали один и тот же трёхчасовой учебный курс по химии. Вот только первая группа начала в девять утра, а другая группа — в два часа дня. Оказалось, что у второй группы результаты теста по оценке полученных знаний на 4–6% выше. А ещё вторая группа оценила курс, преподавателя и подачу материала выше, чем первая. Всё потому, что им не пришлось рано вставать.

Учиться утром тоже хорошо: на свежую голову легче запоминать какие-то закономерности, осваивать новую информацию. Главное — хорошо перед этим выспаться.

Рекомендация № 3: повторяйте изученное. Отличный способ — отвечать на вопросы по пройденному материалу

Доказано: студенты в два раза лучше запоминают информацию, если они повторяли её с помощью ответов на открытые вопросы по пройденному материалу. Вопросы для самопроверки позволяют перетащить информацию из пассивного знания в активное. И ещё заведите полезную привычку регулярно себя перепроверять, возвращаться к знаниям: мы хорошо запоминаем то, на что обращаем внимание, что нам кажется интересным.

Как же тогда воспитать в ребёнке интерес к учёбе, пробудить желание получать новые знания? Узнайте на бесплатном интенсиве «Не хочу, не буду!» с Асей Казанцевой и Екатериной Мурашовой. Вас ждут полезные материалы и видео, которые подскажут, как вы можете помочь ребёнку раскрыть потенциал.

Записаться на интенсив: https://go.skysmart.ru/learning_dzen

Рекомендация № 4: конспектируйте. Даже шпаргалки порой приносят пользу

Конспектирование нужно совсем не для того, чтобы сохранить информацию: всё и так можно найти в интернете. Бумажный конспект — это отличный инструмент для фокусирования внимания на лекции или уроке, он мешает человеку отвлекаться на вкладки в интернете и соцсети. Шпаргалка тоже может помочь запомнить информацию. Главное — писать её от руки, не делать сильно большой и составить внятную структуру.

Метод Корнелла для ведения конспектов

Разделите листок на 4 поля. Вверху напишите заголовок (о чём будет этот конспект) или название лекции. В середине — широкое поле для ваших записей с занятия. С краю — колонка с оглавлением, в которой вы коротко указываете, к какой теме относятся ваши записи. Внизу — поле для выводов, которые вы формулируете уже после лекции.

Дополнительно можно внедрить систему обозначений для важных мыслей. Лампочка — для новых и вдохновляющих идей. Бинокль — для незнакомой информации, в которой нужно разобраться после. Звёздочка — для знаний, которые пригодятся в работе.

Корнелльские конспекты нужны, если вы хотите не просто сдать экзамен и забыть предмет, а сохранить знания для дальнейшей жизни.

Рекомендация № 5: уделяйте внимание формату обучения и своей мотивации

Эффективно учится тот человек, который воспринимает обучение как услугу: хочет извлечь из занятия максимум информации и продуктивно распорядиться этим временем, пристаёт к преподавателю с вопросами и требует от себя внимания и вовлечённости. Поэтому чем старше и осознаннее человек, тем лучше он учится, потому что его мотивация не внешняя, а внутренняя: он понимает, зачем ему эти знания.

Если для взрослого главное — зачем учиться, то для ребёнка — как. Дети учатся эффективно, когда у них классный коллектив и учитель, приятная школа, вкусная еда в столовой. А если это онлайн-обучение, то важно, чтобы оно было интерактивным — с мультиками, персонажами, играми и инструментами для самопроверки.