Полное усвоение слов, как я считаю, предполагает умение устного и письменного восприятия данных слов, взятых отдельно, а также способность правильно называть и писать их на английском языке.
Сегодня я поделюсь с вами, как помочь ученикам запомнить новые слова. В статье рассматриваются 5 заданий, разделённых на 2 типа: 3 тестовых и 2 самовоспроизводимых. Разберём каждый из данных типов отдельно, поскольку они предполагают разный уровень самостоятельности.
Также я представляю различные задания для детей и подростков (смотрите образец на второй картинке), так как восприятие и внимание детей пока не такое устойчивое, как у подростков, поэтому упражнения для детей сопровождаются яркой графикой и красочными рисунками.
Итак, рассмотрим тестовые задания:
1) Вычленение слов из словесного ряда.
Дети. Разделение слов, представленных в продолговатом животном (в данном случае - в змее). Лучше изображать животных вместо предметов, поскольку первые выражают эмоции, а это больше привлекает внимание детей. Можно также нарисовать гусеницу, таксу, улитку с закрученной раковиной. Чем длиннее животное, тем больше слов можно в него уместить.
Подростки. Типичное разделение слов, объединённых в ровный ряд. Если слов достаточно много, можно переносить их на последующие строчки. Если слова объединены в словосочетания (в данном примере к ним относятся: "shoe shop" - обувной магазин, "clothes shop" - магазин одежды, "hair dresser's" - парикмахерская, "post office" - почта), то слова можно отделить маленькой чертой, а словосочетания - большой clothes'shop|;
Иногда в учебниках, в частности в "Starlight" для второго класса, встречается другое задание на умение различать слова вне речи - их нахождение в состоящем из букв поле (решение филворда). Но, как я считаю, предпочтительней использовать другое упражнение, описанное в данном пункте. В филворде найти слова сложнее, потому что между ними встречается набор несвязанных между собой букв, и это мешает сконцентрировать внимание. К тому же, указанная сложность не является важной для овладения английским.
2) Заполнение пропущенных букв.
Дети. Изображение справа и слева от слов цветных букв, которые в данные слова нужно вставить. Это действие одновременно является и способом вовлечения детей в работу, и подсказкой.
Подростки. Традиционное заполнение пропусков буквами;
3) Сопоставление слов с их значением.
Дети. Подбор соответствующих рисунков к словам. Иногда рисунок сложно уместить в один столбик, поэтому изобразить в одну или несколько строчек (в данном образце - на двух), тогда преподавателю нужно пронумеровать слова и обозначить рисунки буквами слева направо в алфавитном порядке, а детям необходимо подписать соответствующую букву к каждой цифре.
Подростки. Соединение английских слов с русским переводом.
Данное упражнение позволяет перейти от тестовых к самовоспроизводимым типам активности, поскольку оно развивает не только навык графического различия отдельно взятых слов и их элементов, но и учит находить соответствие между русскими и английскими вариантами слов, что является ключевым умением написания диктантов.
При выполнении тестовых упражнений нужно учитывать логику различия слов (соответствующее задание - вычленение слов из словесного ряда), логику орфографии (заполнение пропущенных букв) и логику запоминания значений слов (сопоставление слов и их значений). Об этих закономерностях я расскажу в своей следующей статье.
Теперь переходим к самовоспроизводимым заданиям:
4) Проведение устного диктанта. Учитель проговаривает слова на русском языке, ученики называют их на английском. Предварительно ученики могут повторить слова, перечисленные в одном списке ( смотрите в образце под пятым заданием). Если учащимся трудно угадывать английские варианты русских слов, то можно поставить обратную задачу - учитель на английском, ученики отвечают на русском. Однако, первая задача несмотря на бóльшую сложность, является более продуктивной в усвоении слов, потому точное название английских слов требует правильное припоминание и произношение всех частей слова: окончаний, суффиксов, приставок, звуков, слогов и т. п.
5) Проведение письменных диктантов. Заключительный этап усвоения слов. Оптимальный способ её реализации - учитель проговаривает слова на русском языке, ученики записывают их на английском. Продуктивность данного варианта работы преподавателя и обучающихся с языками объясняется в предыдущем пункте. Представленный способ реализации письменных диктантов - не тренировка усвоения новых слов, а проверка овладения ими. Можно также сначала проговаривать слова на английском и предлагать обучающимся писать слова на русском, тогда такое задание будет заключительным тренировочным.
Итак, на этом я завершаю описание заданий на овладение английскими словами. Последнее, что я хочу отметить, - лучше подготавливать данные упражнения к урокам заранее, поскольку их составление занимает достаточно времени.
А как вы учите английские слова с детьми и подростками? Поделитесь своим опытом в комментариях, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Я подготовлю новый интересный материал
Желаю вам и вашим близким успехов в изучении английского языка. Лингвист-преподаватель, репетитор Валерия