Е.А. Ежова, воспитатель
МДОБУ «Детский сад №4 Дюймовочка»
Жизнь в XXIвеке ставит перед нами много новых проблем, среди которых одной из актуальных на сегодняшний день, является проблема сохранения здоровья.
На фоне экологической и социальной напряженности, на фоне небывалого роста «болезней цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно обладать искусством его сохранения и укрепления.
Формирование образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Детский сад должен и может стать «средой здоровья», где любая деятельность: и двигательная активность- будет способствовать воспитанию у детей привычек и потребностей к укреплению здоровья.
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, еще на заре педагогики, Якуш Корчак поделился своими наблюдениями:
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься».
Дети дошкольного возраста очень подвержены внушению, поэтому не надо пугать их болезнями и несчастьями, как это делают многие родители, а необходимо развивать у них желание быть здоровыми.
Структурную модель работы по системе формирования культуры З.О.Ж., представлена мною так: воспитательно-оздоровительный процесс, который включает в себя занятия по З.О.Ж., гимнастика, упражнения на релаксацию, познаватика, минутка здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки, физкультурные занятия; строгое соблюдение режима: утренняя гимнастика; подвижные игры на прогулке; корригирующая гимнастика после сна; закаливающие процедуры; режим питания; сон, прогулки; наглядная агитация и работа с родителями.
Методика работы с детьми строится на принципах личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование, поисковую активность самих детей, пробуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Конечно, никаких нравоучений, только на интересных примерах, в увлекательной игре, ребенок должен был усвоить полезные и вредные привычки.
Полюбили ребята такие занятия, как «Дружим с водой», «Соблюдай правила гигиены», на которых не только получали знания о воде, но и фильтровали ее, нагревали, рассматривали через увеличительное стекло.
Друзьями ребят стали мыло и зубная щетка.
Как следует питаться? Как следует сделать сон полезным? Как ухаживать за ушами? На все эти вопросы дети получают ответы. В интересной увлекательно форме, в игре дети знакомились с докторами Свежий воздух, доктором Сон, докторами Вода и Здоровая пища, путешествовали в страну Здоровячков, анализировали ситуации, слушали сказки о микробах «Вредные советы» Г. Остера.
Определенное место в работе отвожу ознакомлению с важностью и необходимостью правильного питания. Использую детские игры «Каждому овощу свое время», «Овощи и фрукты», «Морские продукты», «Приготовь блюдо», «Чем не стоит делиться», игры-соревнования: «Разложи продукты», «Чей салат лучше», «Выбери полезные и вредные продукты».
В работе с детьми использую сказки, стихи, пословицы, поговорки.
Большое место в работе занимает лечение с творческим выражением. Это арттерапевтические техники помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма: рисование с помощью пальцев, рисование пальцами ног, работа с слоенным тестом, игры с песком, отпечатки рук.
Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослого, какой пример он подает своим поведением. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь формирую у родителей.
Сколько радости для детей приносят совместные праздники со своими родителями: «Папа, мама, я-дружная семья», КВН «Что ты знаешь о здоровье?», игротека «Будьте здоровы», на которой осваиваются приемы точечного массажа, самомассажа, приемы оказания первой помощи.
Таким образом, необходимо с ранних лет сформировывать культуру поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.
Библиографический список
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. - № 2 – С. 21-28.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.; 2008.
3. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка / Динамические упражнения для детей 6-10 лет. - М., 2002.
4. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М. Д. Маханева; М.: АРКТИ, 1997.
5. Сергиенко Т.Е. Работа с педагогами ДОУ по повышению их компетентности в области формирования здорового образа жизни дошкольников // Методист. - 2006. - № 10.
6. Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях // Методист. - 2007. - № 2.