Найти тему
ХХ век в войнах

Прерванный полет хауптманна Флехнера. Воздушный бой над Архангельском 28 августа 1942 года.

Вилли Флехнер
Вилли Флехнер

Вечером 28 августа 1942 года с финского аэродрома Кеми, расположенного у северного побережья Ботнического залива, стартовали 18 германских двухмоторных бомбардировщиков Ju-88A-4 из 2-й группы эскадры KG 30 "Адлер". Их целью был Архангельск. После того, как в результате множества воздушных налетов, проведенных весной и летом, Мурманск оказался разрушен настолько, что временно утратил роль главных северных "морских ворот" СССР, полярные конвои с грузами, предназначенными для Советского Союза, могли разгружаться только в Архангельске. Поэтому усилия действовавших на Крайнем Севере бомбардировщиков Люфтваффе сосредоточились именно на этом городе.
Задача, стоявшая перед экипажами, была непростой. Им предстояло пролететь 750 километров до цели, преодолеть противодействие сил неприятельской противовоздушной обороны, точно сбросить свой груз и вернуться на базу, причем проделать все это без истребительного сопровождения. Если в ходе налетов на Мурманск ударные самолеты всегда могли рассчитывать на прикрытие, то теперь это было невозможно - Архангельск находился за пределами досягаемости базировавшихся на аэродромах Северной Норвегии и Мурманской области "Мессершмиттов". Таким образом, летчики эскадры "Адлер" должны были полагаться лишь на собственные опыт, отвагу и боевое мастерство, а также надежность своих машин. Одним из авиаторов, участвовавших в налете 28 августа, являлся командир 6-го штаффеля KG 30 хауптманн Вилли Флехнер.

Военная биография этого офицера была весьма необычной. В 1933 году 25-летний Вилли вступил в SS, а в январе следующего года был принят на службу в мотоциклетную роту Лейбштандарта - полка личной охраны Адольфа Гитлера. За шесть лет Флехнер "вырос" в звании с обершарфюрера до оберштурмфюрера, однако в августе 1939 года оставил службу в столь престижной части и подал прошение о переводе в Люфтваффе. И надо сказать, не прогадал - военно-воздушные силы получили в его лице превосходного летчика. Завершив к весне 1940 года обучение в качестве пилота бомбардировщика, обер-лейтенант Флехнер занял должность командира 5-го штаффеля эскадры KG 30 и начал свою весьма впечатляющую фронтовую карьеру. Во время проведения операции "Везерюбунг" он не раз атаковал британские корабли в Северном море, участвовал в Битве за Британию, с первых дней войны против СССР блестяще сражался в небе Заполярья. 1 апреля 1942 года Вилли был награжден Германским Крестом в Золоте и произведен в звание хауптманна, а 13 августа получил Рыцарский Крест за выдающиеся достижения в борьбе против полярных конвоев, в том числе и разгромленного в конце июля PQ-17. К тому моменту в активе аса числилось около 200 боевых вылетов и пять потопленных кораблей противника. Тогда же, 13 августа, хауптманн Флехнер оставил должность командира 5-го штаффеля и принял под свое начало 6-й. Во главе этого подразделения он участвовал в первом налете на Архангельск, состоявшемся 24 августа 1942 года.

В тот день бомбардировщикам эскадры "Адлер" сопутствовал успех. Хотя район Архангельска был хорошо прикрыт зенитной артиллерией, насчитывавшей 136 орудий, а также истребительной авиацией, не имевшие боевого опыта бойцы советской противовоздушной обороны оказались не в состоянии отразить вражеское нападение. Атаковавшие город двумя волнами "Юнкерсы" почти беспрепятственно сбросили свой груз, состоявший в основном из контейнеров с зажигательными бомбами, нанеся большой ущерб. Основные удары пришлись по территории порта, базе Беломорской военной флотилии, канатной и трикотажной фабрикам. Кроме того, поскольку Архангельск имел преимущественно деревянную застройку, от возникших пожаров сильно пострадал и жилой сектор. Пытавшиеся противодействовать бомбардировщикам советские зенитчики и прожектористы действовали бессистемно и неорганизованно, так что не смогли поразить ни один из "Юнкерсов". Поднятые на перехват 27 истребителей из 348-го, 729-го и 730-го истребительных авиаполков тоже не преуспели. Установить визуальный контакт с машинами противника и начать атаку смогли только четверо пилотов, но один из них был обстрелян собственной зенитной артиллерией и потерял цель, совершая маневр уклонения. Второй попал в лучи прожекторов и некоторое время не мог видеть вообще ничего из-за их слепящего света, так что о дальнейшем преследовании Ju-88 пришлось позабыть. Наконец, еще двое - капитан Сергей Мазявкин и лейтенант Анатолий Матвеенко - начали стрелять слишком рано и с большой дистанции, не добившись в итоге ни одного попадания.

Отправляясь спустя четыре дня во второй рейд на Архангельск, германские авиаторы были практически полностью уверены в том, что и на сей раз все пройдет так же беспроблемно. Однако их противники смогли сделать правильные выводы из первоначального конфуза и подготовились к отражению воздушного нападения гораздо лучше. Около 20:00, едва только "Юнкерсы" появились над заливом Двинская губа, навстречу им поднялось 13 "Харрикейнов" из 348-го и 730-го истребительных авиаполков. Первым в атаку на врага вышел лейтенант Петр Троянов. Он приблизился к одному из Ju-88 на дистанцию 250 - 200 метров и открыл огонь, но промахнулся, а затем его противник дал полный газ и оторвался от преследования в пологом снижении. Несколькими минутами позже лейтенант Василий Скуйбин и младший лейтенант Михаил Бусырев обнаружили еще один бомбардировщик и дали по нему залп реактивными снарядами. Разрывы легли достаточно близко, так что пилот "Юнкерса" счел за благо не испытывать судьбу и быстро увел машину в слой облаков. Около 20:45 летчик Шитиков обстрелял самолет противника, но не попал, после чего немцы ушли, снизившись до бреющего полета. Практически в то же самое время капитан Василий Янковский провел безрезультатную атаку по бомбардировщику, который вынужден был из-за этого уйти с боевого курса и скрыться в облачности. Во всех этих эпизодах советские истребители отыскивали противника, руководствуясь указаниями с наземных пунктов наведения и не испытывали помех со стороны собственных зенитчиков и прожектористов. Благодаря их действиям несколько немецких экипажей сбросили бомбы не доходя до цели, чтобы спасти свои машины и самих себя.

Единственным истребителем, добившимся успеха в том бою, стал летчик 348-го истребительного авиаполка младший лейтенант Николай Костиков, служивший до войны в гражданской авиации. Около 21:10, когда к Архангельску подходили "Юнкерсы" 6-го штаффеля, он, руководствуясь передаваемыми по радио указаниями с земли, точно вышел на машину вражеского командира, оказавшись в 300 метрах позади нее. Установив визуальный контакт, Николай не стал открывать огонь с большой дистанции, а постарался подойти к противнику как можно ближе. И это ему удалось. Начав стрелять с расстояния в 150 метров, он точно поразил левый двигатель бомбардировщика. Из-под капота показалось пламя, и в тот же момент оба стрелка германской машины стали вести огонь в ответ. Костиков перевел прицел на кабину Ju-88 и дал еще один залп, после чего ответный обстрел прекратился. Отойдя немного назад и вправо, советский летчик повторил атаку, стремясь попасть теперь в правый двигатель, и снова успешно. Тот тоже загорелся, и фактически, бомбардировщик был уже сбит, однако тут произошло еще одно событие, ставшее роковым для Вилли Флехнера и его экипажа. Выполняя вторую атаку, Костиков неверно оценил скорость сближения с противником и допустил столкновение, хотя вовсе не имел намерения идти на таран. Поняв свою ошибку в самый последний момент, Николай попытался избежать удара, и все же левая плоскость и радиатор "Харрикейна" вошли в соприкосновение с хвостовым оперением "Юнкерса". Разница в скорости самолетов была не настолько велика, чтобы повреждения оказались слишком серьезными, и действительно, краснозвездный истребитель сохранил управляемость и удержался в воздухе. А вот немецким летчикам не повезло - рули высоты и поворота на их машине оказались деформированы и заклинили. Бой происходил на высоте около 2000 метров, и у экипажа бомбардировщика оставалось достаточно времени, чтобы выпрыгнуть с парашютами. Но, по всей видимости, один или оба стрелка получили серьезные ранения и не могли самостоятельно покинуть кабину, а их командир, желая спасти товарищей, попытался восстановить управление и совершить вынужденную посадку. Накренившись, горящий "Юнкерс" вошел в широкую спираль и стал быстро снижаться. Описав несколько кругов над деревней Кадь, он упал в воду на прибрежную отмель. Весь его экипаж в составе пилота хауптманна Вилли Флехнера, штурмана обер-фельдфебеля Альфреда Штэдлера, стрелка-радиста фельдфебеля Йозефа Харреса и второго стрелка обер-лейтенанта Вильгельма Дёмельта погиб. Прибывшие на следующий день к месту крушения советские пограничники и зенитчики обследовали обломки и предали тела погибших земле, а спустя некоторое время несколько наиболее крупных фрагментов сбитого самолета перевезли в Архангельск и выставили на всеобщее обозрение на одной из площадей.

Николай Костиков
Николай Костиков

Хотя ни один другой "Юнкерс" из числа участвовавших в налете не получил боевых повреждений, потери немцев отнюдь не ограничились экипажем Флехнера. Уже на обратном пути штурман и пилот одной из машин все того же 6-го штаффеля потеряли ориентировку, не смогли выйти к своей базе и даже оставили воздушное пространство Финляндии, оказавшись над территорией Швеции. После полной выработки горючего все четверо авиаторов благополучно покинули самолет, выпрыгнув с парашютами, а Ju-88 разбился на берегу озера Янкисъярви близ одноименной деревни. Еще один бомбардировщик потерпел аварию при посадке на аэродром Кеми - у него сложились стойки шасси. Летчики при этом не пострадали, но "Юнкерс" получил довольно серьезные повреждения и был отправлен в ремонт. Наконец, еще до начала рейда на Архангельcк на Ju-88, проводившем разведку погоды по маршруту, выявилась неисправность обоих двигателей, что вынудило экипаж выпрыгнуть с парашютами над финской территорией, поскольку условия местности, над которой летел этот самолет, исключали возможность безопасной экстренной посадки.
На фоне столь серьезных потерь результаты предпринятого налета выглядели довольно разочаровывающе. Конечно, немцам удалось прорваться к цели и сбросить на нее бомбовый груз, но сделать это смогли не все экипажи. При этом ни один из ключевых военных и промышленных объектов, расположенных в черте Архангельска, не пострадал, и хотя возникшие в некоторых районах пожары продолжались на протяжении всего следующего дня, в сравнении с первым рейдом нанесенный ущерб оказался куда меньшим.

Что же касается советского героя, сбившего самолет Вилли Флехнера, то за совершенный подвиг Николай Костиков был удостоен ордена Красного знамени. Провоевав в ПВО Архангельска до начала октября, он получил перевод в 191-й истребительный авиаполк и освоил еще один самолет иностранного производства - американский Р-40 "Киттихок". В составе этого полка в мае 1943 года Николай принял участие в воздушных сражениях на Ленинградском фронте и к началу июня совершил 17 вылетов, записав на личный счет два немецких истребителя. Увы, его боевой путь оказался недолгим - 9 июня 1943 года лейтенант Костиков погиб в авиакатастрофе, случившейся над аэродромом Касимово.

Michael Traurig