Найти в Дзене
Владимир Переседов

Опыт — это доказательство доказательств. Бег Счастья – 72 часа.

Оглавление
«Великая победа, что знает человечество,
Победа не над смертью, и верь, не над судьбой.
Вам засчитал очко судья, что судит суд небесный,
Только одну победу — победу над собой.»
— Омар Хайям

Бег Счастья, Череповец – у каждого есть такие места, забыть о которых невозможно, хотя бы потому, что там воздух помнит твоё счастливое дыхание. Уже в четвёртый раз я принял участие в трёхсуточном забеге. Новые достижения, новый опыт, новые знакомства, новые планы, новые цели.

Этот забег, как встреча с семьёй – место, где находятся близкие нам люди. Там, где мы чувствуем себя комфортно. Это место, которому мы принадлежим, — «Дом» друзей, волонтёров, организаторов.

За сутки до старта забега, в Москве, мой друг Лебедев Максим снял ролик (встроен в конце статьи), на котором я рассказываю, что же такое трёхсуточный бег и как к нему готовиться. Там же я озвучил и свою цель – 450 километров. Оптимистично, да? К сожалению, этот рубеж я не преодолел – остановился на черте в четыре сотни километров.

Одна из моих «любимых» фраз: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Эта фраза наиболее точно описывает ситуацию и результат этого года. Сначала расскажу о гонке, а ниже – уже детали подготовки и «не-подготовки».

Бег Счастья. Старт забега на 72 часа
Бег Счастья. Старт забега на 72 часа

Итак, начало. Стартовый пакет получен, баул с вещами занял своё место в раздевалке, беговая форма на мне. На правой руке – оптический пульсометр Polar OH1 (с часами Suunto 9 Baro сопрягать не стал – время работы пульсометра ограниченно). Стартовый створ, общая фотография… Старт!

Нет ничего более безнадежного, чем развлечение по плану.

«Утром я составляю планы,
а днём делаю глупости.»
Вольтер

План по гонке – бежать по пульсу. Стартую по самочувствию, и первые сорок километров (бегу с хорошим пульсом и хорошим темпом) в компании с Вербитским Сергеем. Разговариваем. Погода отличная, успеваю перекидываться фразами с теми, кто бежит медленнее. Иногда, совсем немного, «подцепляюсь» на 100-200 метров к более быстрым участникам – это Василенко Андрей и Женя Однорог. Цепляюсь к ним также чтобы «поболтать». Каждые 7-8 кругов (5.6-6.4 км) забрасываю в рот немного сладостей – в этот раз очень хорошо заходил зефир, и пью кисель.

Было ожидание, что, как и на последних тренировках пульс, после 10—15 км начнет расти по экспоненте. Но вот 10 км (0:56), 20 км (1:56), а затем 30 км (2:59) и 40 км (4:09), а бежать получается до 140 bpm! Это от долгого ожидания забега, и от радости, что наконец-то мы все здесь…

Первые двадцать минут отдыха. Пью кофе, печенье. Пульс всё ещё в норме, но уже сам чувствую, что «разогрелся» и иногда надо притормаживать. С пункта питания выхожу с Комиссаровым Василием – у него свой план (как всегда!), и в этот раз он сознательно себя сдерживает. А мне эта тактика подходит, чтобы сильно не разгонять свой пульс. Круг проходим пешком (~7:20 мин/800 м), круг бежим (~5:30 мин/800 м). Выходит хороший средний темп, при этом пульс остается низким. Когда идем круг пешком – прохожу очередной урок турецкого языка. Всего 5-7 минут, не хочется прерывать непрерывную линию занятий. Василий тоже спокойно слушает турецкий)

Первые 50 км (5:41, из них отдых 20 мин), первые 100 км (12:52, отдых: 20+13+15). Самочувствие отличное! Очень качественно проработан вопрос питания организаторами – каши, супы, чай, кофе, молоко, печенье, сухофрукты. Есть всё!

При подготовке к забегу, дома планировал использовать глюкозу, жевательный мармелад, немного спортивного питания и энергетики. Конечно же, серьёзный план питания предусматривает команду поддержки. Самостоятельно организовать регулярный приём у меня не получилось – угостил ребят мармеладом (совсем немного), и периодически спонтанно пил RedBull в раздевалке. Остальное — вернулось домой.

Жевательный мармелад — «Кофе с апельсином»
Жевательный мармелад — «Кофе с апельсином»

Первая ночь и она легкая. Спать не хочется, тепло. Иногда мимо пробегает Василенко Андрей с музыкальной колонкой – это бодрит. В час ночи преодолеваю отметку в 100 миль (21:43), и перемещаюсь в таблице выше Андрея. Сначала не обратил внимания: Андрей бегает быстрее меня, и, если он ушел отдыхать – позже всё равно нагонит. Но утром Ефимов Володя говорит, что Андрей сошёл.

Первые сутки, закрыл 176 км (отдых после 100: 11+15+20 мин.), небольшой отдых ещё, и начинаются вторые сутки…

-4

Жарко. Солнце нещадно печёт. Лицо красное, шея красная. Тяжело. Нет кепки. В баффе – голова моментально становится мокрой и становится еще тяжелее… бегу без головного убора. Чередую шаг с бегом. У меня и шаг быстрый – даже сейчас выходит около 7-ми километров в час.

Двести километров (28:10), пульс от жары поднимается. Всё чаще и чаще перехожу на шаг. Разговариваю со всеми участниками – все мы давно друг друга знаем. Познакомился с Козловым Максимом – поговорили про бег, про горы… Еще несколько километров – думаю отдохнуть от жары, и 45 минут в раздевалке пытаюсь уснуть. Спина немного отдохнула, поспать – не получилось.

Выхожу, бегу-иду. Иду-бегу. Организм пытается отключиться. Засыпаю на ходу. В один из кругов задремал на ходу чуть глубже и не «вписался» в ворота. Лучше, сказать – как раз вписался! Ударился бедром об ворота, подвернул ногу, ещё и упал на мусорную урну. Проснулся, конечно...

Синяк на бедре огромный, но без нажатия на него не чувствуется. А вот ахиллесово сухожилие распухает немного и ногу ставит не так удобно. Иду в раздевалку, ложусь спать – полтора часа отдыха. 246 километров (36 часов от старта, и это только половина времени гонки). В это же время принимает решение о сходе Василий (примерно 250-й круг) – у него опух голеностоп. Позже он выходил, и ещё «наматывал» километры, но в тот момент он ушел отдыхать.

Как проснулся – стопу жёстко зафиксировал обычным бинтом. Сделал пару кругов – понимаю, что смогу только пешком. Бегом – бинты врезаются в ногу и становится только больнее. Выкидываю бинт – протираю ногу и клею тейп. Да, это уже другое дело!

Начинаю бег, обгоняю Кондрахина Славу. У него что-то с ногой-спиной, и, хрен его знает с чем – он идёт, согнувшись вбок как вопросительный знак. Прошел с ним несколько метров, поговорил. Слава планирует бороться дальше. Что ж, он опытный участник. Взрослый. Я такое «не-сдамся» очень уважаю.

Еще немного бегу – чувствую боль в животе. Перехожу на шаг – немного легче. Но плохо. Не знаю, что это с животом – боль на уровне талии с правой стороны. Раньше такого не было. Пока хожу – завершаю очередной урок турецкого. Немного отвлекает от боли…

-6

264 км – иду в раздевалку, пью таблетку кеторола (а надо было бы дротаверина!). Жду действия таблетки (сидя в туалете). Выхожу. Ещё круг – еще 20 минут отдыха. Хожу. Еще 7 кругов… не могу. Еще 20 минут отдыха (читай, в туалете). Выхожу. Прошел еще три круга – понимаю, что совсем паршиво… В раздевалке делаю себе укол кеторола и ложусь спать на 1 час и 40 минут.

Мысли – впереди у меня Бэкярд на майские, Эверестинг, потом Бэкярд в Питере и следом 409 км на гонке Ведучи. А потом Эльбрус, Эльбрус, Казбек, пик Ленина, еще один Казбек…. И следом ещё целая куча гонок! Поэтому, если проснусь и будет плохо – схожу. Буду сидеть на пункте питания и поддерживать ребят. Угробиться мне нельзя. Ну никак нельзя…

Убедитесь, что люди, которые рядом с вами, приносят позитивные эмоции вам. Если это не так, они не должны быть рядом с вами.

И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
- Омар Хайям

Спальный мешок, тепло и сон приносят облегчение – в 6 утра выхожу и начинаю бег. Это вторые сутки, бегу «из 6-ти минут на км» и чувствую себя гоночной машиной. Одиннадцать километров за час. На последнем круге встречаю Липовецкого Вадима – он приехал меня поддержать последние сутки бега. Еще пару кругов с ним проходим пешком. 288 км. И почти два часа до завершения вторых суток…

Живот снова начинает «тянуть», но пока это слабая «далёкая боль» решаю бежать – за два часа пробегаю 16,5 км. Вторые сутки закрываю с результатом 302.4 км.

-8

Никто не может заставить вас чувствовать себя хуже без вашего согласия. Да? Да нет…

Еще 10 километров – и отдых два часа. Живот не проходит. За эти два часа становится легче. Ещё 10 километров бега – снова хуже, и ещё час отдыха. Хожу. Еще пару раз забегаю в туалет и сижу – всё еще подозрение на кишечник. Но не помогает. Еще 20 километров – и еще один час и сорок минут пытаюсь спать. Во сне, согреваюсь и животу легче. Хожу, бег – только один из пяти-шести кругов. Да и то – перебежками.

Приходит сообщение, что забег на 409 км в Дагестане перенесён на 2023-й год. Сообщаю об этом Зиновьеву Андрею. Значит, что тут можно потратить «немного больше» сил, чем планировал. Но аккуратно!

Километры прибавляются, но совсем не так как хотелось. Ухожу спать на 40 минут. Будильник. Просыпаюсь, меня тормошит Вадим – вставай, говорит. Нет, еще час. Как-нибудь успею… пока не могу. Еще час сна. Поверхностного и беспокойного. Живот болит. Есть кеторол в ампуле, но нет шприца. Вадим предлагает съездить в аптеку, я в это время пытаюсь спать. Делаю укол. Выходим на трассу. Пару кружков пешком. Мимо пробегает Максим – говорит, иди, ещё поспи. У него появляется шанс перейти на второе место.

Но, нет. У меня есть три часа и, за это время надо преодолеть 26 километров. Начинаю бег. Боль в животе после укола отступила, забилась куда-то глубоко и немного ноет. Эти три часа – самая жёсткая часть забега. Вот пришел, Володя Ефимов и говорит «надо 400 км»; вот пробегает Женя Однорог и спрашивает «успеешь 400?»; вот Вадим, который (думаю) уже не верит, что я добегу до 400… Тяжелее всего проснуться, когда во сне ты был счастлив)

Максим Козлов. 3-е место!
Максим Козлов. 3-е место!

А на пункте питания – мой персональный волонтер – Екатерина. Каждые несколько кругов я прошу «стакан молока» или «полстакана молока с сахаром». И считаю круги. Бегу и считаю. Сколько еще осталось. Минусую круг за кругом. Главное, не останавливаться.

Предпоследний круг. Вадим помогает надеть майку с номером, сам идет снимать мой финиш. Пятисотый круг. Есть, я преодолел 400 кмВолодя говорит: «У тебя еще 7 минут – беги еще километр!» Но нет. Хватит. Прохожу двадцать метров до стула и прошу себе чай. Сладкий чай. Пытаюсь сделать фотографию с медалью, и вижу свою убитую физиономию. Пишу сообщение родным, отправлю фотографию близким.

-10

Общий финиш. Замеряют расстояние. А я прошу себе еще чашку чая… потом еще одну. Ухожу в душ, переодеваюсь. И, как-то в животе стало легче – думаю, вот же блин!

Первое место — Евгений Однорог, и новый рекорд трассы 433 км! Я — второй и 400 км, третий — Максим Козлов с 373 км.

Скоро награждение. А пока осматриваю себя в душе – цел. Нет мозолей, потертостей. Синяк на бедре – черный, огромный, но совсем не чувствуется. Живот не болит (почти). Беспокоит только то, что не знаю, что это в животе было и почему? Как бы не случилось и в следующий раз. //Позже, пришли к выводу, что это была почечная колика. Сейчас проверяю почки.

Больше всего мы делаем обычно тогда, когда думаем, что делаем слишком мало.

В начале феврале у меня была запланирована лекция в Спортмарафоне на тему «Ментальная подготовка ультрамарафонца», но в ночь перед лекцией я заболел. Лекицию отменили.

Неделю я валялся с высокой температурой, и потом еще пару недель приходил в себя. Назначили новую дату лекции, и презентацию фильма Максима Лебедева «Ультрамарафонец» на этой лекции. Начало марта. Состояние у меня было не самое лучшее, но отменять второй раз лекцию… думаю, вы понимаете)

Лекцию я немного «смазал» и рассказал не всё, что хотел, но когда начались вопросы из зала – было проще и встреча прошла хорошо. Фильм Максима – вообще «зашел на ура».

Перенесенная инфекция очень сильно повлияла на мою физическую форму. Пульс зашкаливал. Через час даже легких тренировок увеличивался до максимальных значений, я был мокрый как мышь. И после пробежки в 10 км за час, мои часы могли мне рекомендовать от 17 до 30-ти часов восстановления.

У меня был тяжелый месяц, который я посвятил длительным быстрым прогулкам, и медленным пробежкам. Снижение пульса – очень нудный процесс. Также, контроль осуществлял по показателю VO2max. Разные показатели в часах Suunto 9 Baro, и на сайте runalyze.com

Suunto 9 Baro: VO2max упал с 56 до 36 (за месяц поднял до 45.8), с этим показателем и вышел на старт. После финиша часы оценили как 45.7

Runalyze: падение в феврале с 63,2 до 28,4. После гонки эффективный 35,4

Поэтому, еще раз напомню фразу: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки».

И скажу – счастлив, что смог обновить свои планки, учитывая свою физическую форму. Я устало зевнул и, вдруг поймал себя на мысли, что ни о чём не жалею. И не испытываю особого душевного дискомфорта. Все мои неприятности — это как мелкие неудобства городского жителя, неожиданно попавшего в тайгу. Но их, как оказалось, можно пережить. Если слегка напрячься и подтянуть пояс, все неурядицы можно преодолеть. Для этого даже жилы рвать не потребуется — просто немного терпения, загнать подальше брезгливость и гордыню, и пожалуйста! Мы знаем гораздо больше, чем понимаем)

Рискнуть — значит на мгновение потерять точку опоры.
Не рисковать — значит потерять самого себя.
— Серен Кьеркегор

#сверхмарафон #ультрамарафон #бег #выносливость