У одного Мастера был нерадивый Ученик. Все остальные ученики в группе вовремя сдавали задания, постигали мудрость и искусство единоборств, а он один-единственный постоянно отставал, всё делал неправильно, с ошибками. Сам на это злился и ссорился с товарищами.
Мастер решил ему помочь.
— Собирайся, завтра мы идём с тобой в поход в горы.
— Учитель, а что мне с собой взять, к чему быть готовым?
— Ничего, мы просто поднимемся по склону.
Настало утро. Учитель повёл Ученика заросшими тропами, под ногами попадалась то мелкая галька, то крупные булыжники. Ученик постоянно спотыкался, разбивал колени и локти, падал. Из-за этого он ещё больше ругался, злился на камень, кочку, погоду, тропинку, проклинал всё вокруг… Учитель же шёл рядом, аккуратно обходил булыжники и наблюдал за Учеником.
Вот Ученик снова сильно споткнулся и поцарапал лицо кустарником.
— Ну, как, тебе ещё не надоело падать? — спросил Мастер.
— Надоело. Я больше не могу, у меня все колени разбиты в кровь. Когда уже мы придём в нужное место?
— Не знаю. Зависит от тебя.
— Учитель, как от меня? Это ты меня ведёшь в горы.
— Я позвал тебя на эту прогулку не для того, чтоб вместе дойти до какой-то точки, а для того, чтобы ты увидел, как ты преодолеваешь жизненные трудности, наконец посмотрел на себя со стороны. И в этой тишине осознал, как ты преодолеваешь свой путь.
— Учитель, я же иду, стараюсь.
— А тебе нравится твой путь?
— Нет, ты сам видишь, я постоянно падаю. Здесь такое ужасное место. Одни острые камни и колючие кустарники.
— Что ты делаешь для того, чтобы не падать или для того, чтобы так больно не царапаться кустарником?
Ученик остановился и задумался… Мастер продолжал.
— Сегодня это и есть наша с тобой конечная остановка. Ты наконец-то задумался. Посмотри внимательно, как много ты делаешь ошибок. Не только в горах, но в учёбе. А как ты реагируешь на это? Просто злишься и проклинаешь всё вокруг вместо того, чтобы разобраться, что именно заставило тебя упасть и как ты можешь избежать этой ситуации в следующий раз. Причина не в камнях, а в тебе.
Они стали возвращаться обратно. Ученик аккуратно обходил булыжники, издалека приглядывался к кустарникам, чтобы вовремя от них отклониться. А если случалось, что он падал, то просто внимательно рассматривал, что же его заставило упасть.
*НАМ ВСЕГДА ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ