Каждый знает фильмы, снятые по его пьесам; "Золушка", "Обыкновенное чудо", "Сказка о потерянном времени", но в личной жизни писателя Евгения Шварца кипели не сказочные страсти.
Его обожали женщины, он пользовался чрезвычайным успехом у представительниц прекрасного пола, и, по некоторым данным, имел до сотни любовниц в год. О его любовных похождениях складывали легенды. В какой-то момент он остепенился и даже женился.
Первой женой Евгения была миниатюрная красавица-армянка Гаянэ Халайджиева, актриса ростовского театра. Согласия он добивался почти год, и добился самым экстравагантным способом.
Поздним ноябрьским вечером они шли по берегу Дона, и Шварц, в который уже раз твердил Гаянэ, что готов ради нее решительно на все.
— Ну уж и на все? — зябко поежилась красавица, глядя на черную ледяную воду. — А вот если я скажу тебе прыгнуть в Дон — прыгнешь?
Ответом ей был гулкий всплеск. В пальто, шляпе и калошах Шварц сиганул через парапет и непременно бы утонул, не подними Халайджиева визг и не докричись до подмоги. Понятно, что ей ничего не оставалось, как согласиться.
Очень традиционная семья Гаянэ потребовала, чтобы будущий родственник непременно вошел в лоно армянской, грегорианской церкви. Шварц, к религии абсолютно равнодушный, пожал плечами и вошел. После чего в паспорте его довольно долгое время чин по чину значилось: "Шварц Евгений Львович, армянин".
Супруги прожили вместе девять лет, перебрались в Петроград ( ныне Санкт-Петербург), где работали поначалу в балаганных театрах. Жили, в целом, хорошо. Гаянэ приняли в труппу БДТ. Шварц недолго поработал секретарем Чуковского, играл в маленьких театрах, потом начал сотрудничать с детскими журналами «Чиж» и «Еж». Жизнь их начала налаживаться после того, как Евгений Шварц начал писать.
Однако летом 1929 года писатель на одном из светских мероприятий встретился с Екатериной Обух, женой композитора Александра Зильберта, брата писателя Вениамина Каверина, который, собственно, и поспособствовал их знакомству.
Почти год они встречались тайно. Он делал всё, чтобы супруга, ожидавшая появления на свет ребёнка, не тревожилась. Любовь делала его одновременно безумно счастливым и страшно несчастным. Это такой был человек – он в детстве затыкал уши, чтобы только не слышать историй с плохим концом. Ничего плохого быть не должно – а здесь он, добряк, должен был уйти от жены, которая ждала ребенка.
«Он никогда не умел противостоять любви, потому что был слабый человек», — говорил про Шварца Корней Чуковский. - «Он совершал решительные поступки именно потому, что чувствовал свою слабость. Полюбив Ганю, он прыгнул с набережной в Дон. Полюбив Екатерину Ивановну, он оставил Ганю и новорождённую дочь. В течение долгого времени он знал, что ему предстоит нанести Гане чудовищный удар, неизбежность этого так страшила его, что он всё откладывал и откладывал, ничем себя не выдавая, и удар, нанесённый внезапно, ничем не подготовленный, оказался вдвое страшнее».
В феврале Екатерина рассталась со своим мужем, в апреле Гаянэ родила дочь Наташу, а летом Шварц ушел из семьи. Для Гаянэ это становится настоящим шоком.
Сам он писал об этом в своих воспоминаниях так: «В те дни я, уклончивый и ленивый и боящийся боли, пошел против себя самого силою любви. Я сломал старую свою жизнь и начал новую."
Евгений Шварц с Екатериной прожили вместе тридцать лет, до последних дней Шварца. Гаянэ же больше не вышла замуж, всю жизнь проработала в театре. Скончалась 28 января 1983 года в Ленинграде. Похоронена на Богословском кладбище.
#обыкновенное чудо #история любви #love story #истории реальных людей #любовь и отношения