Основная информация содержится в видео. Ниже прописаны некоторые полезные комментарии к ролику.
B26 Последовательность из картинок.
- Проговаривание дает значимый успех в навыке, в остальных случаях - это просто натаскивание ученика на бессмысленную выкладку карточек. Хотя бывают и исключения, когда ученики интересуются картинками и хорошо улавливают суть последовательности.
- Использование ленты для выкладки. Это хорошо определяет рабочее пространство на столе.
- Очевидность сюжетных событий для ученика.
B27 Лабиринты.
- Навык "проводить пальцем по линии" - хорошо тренировать параллельно. Будут друг друга дополнять.
- Можно использовать ламинацию и пластилин для создания дополнительных физ подсказок в виде бортиков.
- Простота лабиринтов: ширина и малое кол-во поворотов.
- Проблема ведущей руки (ученик собственной рукой заслоняет себе пространство). Поэтому надо делать лабиринты так, чтобы при прохождении всегда было видно пространство - куда двигаться дальше.
C3 Следовать указанию, чтобы посмотреть на предмет.
- Это про ориентировку на инструкцию (и поиск объекта в зоне обзора), а не про удержание взгляда на объекте.
- Помочь жестом (указать на объект; дополнительное движение скорее всего привлечёт внимание).
- Ассоциация с мотивационным объектом, если ученику очень трудно сконцентрироваться на Немотивационном объекте (объекты предъявляются фактически прижатыми друг к другу).
- Ученик может потянуться, но ему нельзя хватать предмет.
C4\С5 Следовать указанию, чтобы дотронуться до предмета в разных положениях.
- Привлечь внимание (звук, свет), если трудно ориентироваться.
- Знает ли ученик инструкцию “покажи”?
- Формировать указательный жест. Сильные физические подсказки приводят к обратному эффекту - ученик перестает что-либо делать. Поэтому последнее движение ученик должен сделать фактически сам.
C8 Следовать инструкции, чтобы дать названный немотивационный объект.
- Проблема в том, что некоторые ученики действительно не умеют просто по запросу отдать объекты (и делать это быстро), хотя это критически важный навык. В том числе и для альтернативной коммуникации. В каком-то смысле порой даже с отдачей мотивационного объекта дела обстоят даже лучше, так как передача таких объектов часто происходит между взрослым и учеником. А вот взять ненужный объект со стола и отдать - совсем другое дело.
- Поэтому можно отдельно поучить отдавать предмет по запросу в открытую ладонь.
C9 Следовать инстр-ии, чтобы произвести простое действие.
- Важность наличия помощника. Помощник осуществляет инициацию движения ученика, так как педагогу надо показывать модель движения.
- Молчаливость помощника (понятно, что ему хочется поучаствовать, но надо держаться).
C10\C11\C12 Следовать инструкциям при выборе объекта из 2-х (Н-объекты и М-объекты).
- Навык в первую очередь про послушание, самоконтроль, скорость реакции.
- А во-вторую про различение наименований объектов на слух.
C15 Показать части тела (на себе).
- Нет особого смысла до седьмого пота тренировать живот и грудь, так как дети плохо различают эти части. То же самое касается спины.
- Сложности с изучением парных частей тела ("где рука, а где вторая рука" - плохой формат инструкций). Предпочтение: либо что-то показывать в единичном экземпляре (нос) или же в виде симметричных движений (хлопки по коленям).
C19 Быстрое рецептивное установление различий (различные объекты).
- Отрывистые простые инструкции в именительном падеже. "Покажи кубик, собака, слон, ручка" - как пример.
- Варианты выполнения: с возвратом в ряд, убиранием или просто указанием на объекты.
C22 Указать на предметы одежды.
- Брать именно одежду ученика. Брать то, что чаще используется. -Путаница с множественным числом (носки-носок) - лучше не морочить ученику голову. Выбирай множественное число - оно более обиходное.
C23 Указать на части предметов.
- Подборка актуальных предметов из быта.
- Нет необходимости сильно заостряться на этом навыке (вопрос про уровень речи).
- Избегать инструкций вида “а где еще Х”, если ученик к этому не готов. "Дверца, а где еще дверца" - плохой вариант.
C24 Отобрать по характеристикам (предметы с разными свойствами или карточки).
- Снова вопрос про уровень речи. Заострение на прилагательных, поэтому лучше именно прилагательным запрашивать предмет. Прилагательное должнр склоняться относительно названия объекта.
- Избегать слишком абстрактных свойств. Самое обиходное: цвет, размер, длина, форма, вес.
- Бессмысленно тренировать такие вещи на карточках, если у ученика низкие навыки в области речи.
С25 Отобрать предмет, следуя за взглядом человека.
- Фронтальная посадка друг напротив друга.
- Чистый от лишних объектов стол.
- Достаточно демонстративно поворачивать свою голову, так как уследить за взглядом педагога не так-то просто.
- “Дай”+поворот головы, а затем выставить руку.
- Помощь в виде жеста от подбородка.
C26 Следовать знакам руки.
- Потребность в помощнике.
- Разучиваем самые популярные жесты: иди сюда, уходи, молчи (могут быть сложности), сядь-встань, включи-выключи.
https://www.facebook.com/eugene.trounov/
https://www.instagram.com/tipogra/
https://trunov.site/