Найти тему

Портрет сибирского крестьянина конца 19 века, который надумал жениться.

Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.
Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.

Очень интересное и подробное описание нашла в русском этнографическом журнале за 1893 год.

Автор указывает, что институт брака - очень древний, и его оформление сильно зависит от общего культурного уровня общества, среди членов которого он заключается.

Среди низших классов сохраняется здесь много обычаев чисто языческого происхождения, в которых иной раз просто теряется обряд православного венчания, который, по идее, должен занимать самое важное место в процессе.

Далее идет разбор сибирской свадьбы, которую автор изучал с этой точки зрения, регионы - Курганский и Тюменский.

Первой особенностью свадебного обряда сибиряков он называет существование калыма - азиатской составляющей.

Чтобы женщина вышла замуж за мужчину - он должен выплатить за нее определенную сумму денег.

Но есть такой момент - эти деньги теперь принадлежат жене. Она может на них купить чего - то такого, что не достает в ее приданом, часто это некие предметы роскоши, например - дорогие наряды. Это могут быть просто деньги, которые она приносит с собой. Но - этот калым всегда принадлежит именно ей. В случае смерти мужа и даже повторного брака она все это забирает, а не оставляет в семье первого мужа.

Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.
Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.

Однако, если денег у мужчины нет, ни на калым, ни на свадьбу, молодые женятся "убегом", то есть как бы сбегают от родни, и женятся без калыма и без отмечания свадьбы. Все родственники, естественно, в курсе мероприятия, но делают вид, что не ожидали такого поворота.

Однако если жених решает жениться по всем правилам, как положено - мероприятие порой грозит разорить его семью.

Помимо калыма, довольно значительного, на семью жениха ложатся и свадебные расходы. А именно: надо за согласие дать "на руку" отцу невесты, как правило, несколько ведер вина, сделать подарки всей родне невесты, оплатить гулянку в доме жениха, венчание, свадебную гулянку.

Для среднего крестьянина расход был по тем деньгам до 200 рублей, а богатые только на калым могли отдать 500 рублей.

Для масштаба.

1 фунт - примерно 400 граммов.

1 пуд - примерно 16 кг.

1 пуд коровьего масла стоил 7 руб.,

1 пуд рыбы - 2 рубля,

1 фунт сахара - 20 копеек,

1 фунт чая - 1 руб. 50 коп.

1 пуд муки - 70 коп.

После этого ответную гулянку устраивал отец невесты - с таким же расходами - она должна была быть не хуже, а гости были все те же самые в том же количестве.

Но это не конец.

Далее гулянки устраивали близкие свадебные гости - примерно по 6 человек с каждой стороны. Но они были уже скромнее, и на них гуляли только молодые и их ближайшая родня.

Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.
Виды Курганского уезда конца 19 века. Фото именно свадьбы не нашла, так что общие виды тех мест. Из свободных источников.

Далее автор, который явно в шоке от таких сумм, объясняет, что трехвековая привольная жизнь выработала такую черту сибирского крестьянина, как отсутствие бережливости, но, наоборот, присутствие расточительности.

И отмечает, что природные богатства и экономическая ситуация уже давно не такие, какими были при зарождении таких широких замашек.

Так же отмечается такая особенность местных крестьян, как церемонность. Мужик может ругаться трехэтажным матом и валяться пьяным у кабака, но когда дело доходит до праздников, событий, приема гостей или гостевых визитов - он неожиданно становится очень щепетильным и внимательным к любой мелочи.

Тем более много церемоний имеет такая важная вещь, как свадьба.

Здесь все должно быть "по людски", раз уж вообще решили ее отмечать, и существовали особые знатоки всех обрядов, которых специально приглашали. Считалось, что если какой - то обряд упустить или нарушить - в браке не будет счастья.

Все эти обряды тщательно описаны, но я их повторять не буду, скажу только, что церемония очень сложная, очень торжественная и детализированная до самых последних мелочей - как спектакль, и, конечно, без специально обученного таким премудростям человека все это соблюсти просто невозможно.

То есть свадьба это не просто - решили, скинулись и отпраздновали - это очень сложный, растянутый во времени и максимально детализированный древний обряд, который, помимо материальных затрат представлял собой грандиозное зрелище и грандиозное событие.

Замечу только, что все это сопровождалось таким же грандиозным количеством водки. Но это было не кабацкое пьянство с целью "напиться и забыться", а вплетенное во все обряды действо, когда присутствующим водку не "наливали", а "подносили", и не выпить означало нанести оскорбление всем присутствующим. Все это тоже сопровождалось красивыми обрядами, и, естественно, обильной закуской, которая была такой же сложной и детализированной частью общего свадебного обряда.

Ну что здесь скажешь... Конечно в центральных областях было все попроще, но именно в Сибири, и в этом автор статьи, на мой взгляд прав, сохранилась в неприкосновенности та древняя русская народная обрядность, которая имела корни еще в языческом прошлом. Там, где никто на крестьян не давил, жизнь их мелочно не контролировал и над душой не стоял - одним словом, где не было крепостного права.

Рубрикатор канала.
Старинные портреты и их секреты.20 апреля 2022