Очень интересное и подробное описание нашла в русском этнографическом журнале за 1893 год.
Автор указывает, что институт брака - очень древний, и его оформление сильно зависит от общего культурного уровня общества, среди членов которого он заключается.
Среди низших классов сохраняется здесь много обычаев чисто языческого происхождения, в которых иной раз просто теряется обряд православного венчания, который, по идее, должен занимать самое важное место в процессе.
Далее идет разбор сибирской свадьбы, которую автор изучал с этой точки зрения, регионы - Курганский и Тюменский.
Первой особенностью свадебного обряда сибиряков он называет существование калыма - азиатской составляющей.
Чтобы женщина вышла замуж за мужчину - он должен выплатить за нее определенную сумму денег.
Но есть такой момент - эти деньги теперь принадлежат жене. Она может на них купить чего - то такого, что не достает в ее приданом, часто это некие предметы роскоши, например - дорогие наряды. Это могут быть просто деньги, которые она приносит с собой. Но - этот калым всегда принадлежит именно ей. В случае смерти мужа и даже повторного брака она все это забирает, а не оставляет в семье первого мужа.
Однако, если денег у мужчины нет, ни на калым, ни на свадьбу, молодые женятся "убегом", то есть как бы сбегают от родни, и женятся без калыма и без отмечания свадьбы. Все родственники, естественно, в курсе мероприятия, но делают вид, что не ожидали такого поворота.
Однако если жених решает жениться по всем правилам, как положено - мероприятие порой грозит разорить его семью.
Помимо калыма, довольно значительного, на семью жениха ложатся и свадебные расходы. А именно: надо за согласие дать "на руку" отцу невесты, как правило, несколько ведер вина, сделать подарки всей родне невесты, оплатить гулянку в доме жениха, венчание, свадебную гулянку.
Для среднего крестьянина расход был по тем деньгам до 200 рублей, а богатые только на калым могли отдать 500 рублей.
Для масштаба.
1 фунт - примерно 400 граммов.
1 пуд - примерно 16 кг.
1 пуд коровьего масла стоил 7 руб.,
1 пуд рыбы - 2 рубля,
1 фунт сахара - 20 копеек,
1 фунт чая - 1 руб. 50 коп.
1 пуд муки - 70 коп.
После этого ответную гулянку устраивал отец невесты - с таким же расходами - она должна была быть не хуже, а гости были все те же самые в том же количестве.
Но это не конец.
Далее гулянки устраивали близкие свадебные гости - примерно по 6 человек с каждой стороны. Но они были уже скромнее, и на них гуляли только молодые и их ближайшая родня.
Далее автор, который явно в шоке от таких сумм, объясняет, что трехвековая привольная жизнь выработала такую черту сибирского крестьянина, как отсутствие бережливости, но, наоборот, присутствие расточительности.
И отмечает, что природные богатства и экономическая ситуация уже давно не такие, какими были при зарождении таких широких замашек.
Так же отмечается такая особенность местных крестьян, как церемонность. Мужик может ругаться трехэтажным матом и валяться пьяным у кабака, но когда дело доходит до праздников, событий, приема гостей или гостевых визитов - он неожиданно становится очень щепетильным и внимательным к любой мелочи.
Тем более много церемоний имеет такая важная вещь, как свадьба.
Здесь все должно быть "по людски", раз уж вообще решили ее отмечать, и существовали особые знатоки всех обрядов, которых специально приглашали. Считалось, что если какой - то обряд упустить или нарушить - в браке не будет счастья.
Все эти обряды тщательно описаны, но я их повторять не буду, скажу только, что церемония очень сложная, очень торжественная и детализированная до самых последних мелочей - как спектакль, и, конечно, без специально обученного таким премудростям человека все это соблюсти просто невозможно.
То есть свадьба это не просто - решили, скинулись и отпраздновали - это очень сложный, растянутый во времени и максимально детализированный древний обряд, который, помимо материальных затрат представлял собой грандиозное зрелище и грандиозное событие.
Замечу только, что все это сопровождалось таким же грандиозным количеством водки. Но это было не кабацкое пьянство с целью "напиться и забыться", а вплетенное во все обряды действо, когда присутствующим водку не "наливали", а "подносили", и не выпить означало нанести оскорбление всем присутствующим. Все это тоже сопровождалось красивыми обрядами, и, естественно, обильной закуской, которая была такой же сложной и детализированной частью общего свадебного обряда.
Ну что здесь скажешь... Конечно в центральных областях было все попроще, но именно в Сибири, и в этом автор статьи, на мой взгляд прав, сохранилась в неприкосновенности та древняя русская народная обрядность, которая имела корни еще в языческом прошлом. Там, где никто на крестьян не давил, жизнь их мелочно не контролировал и над душой не стоял - одним словом, где не было крепостного права.