Страх - эмоция, возникающая в ситуации реальной или воображаемой угрозы, опасности. #Страх предупреждает человека об опасности, заставляет концентрироваться на источнике страха, искать пути избежать "страшный страх" либо приводит к неблагоприятным эмоциональным #состояниям, например, к депрессии. Следовательно, прорабатывать страх перед #экзаменом необходимо, оставлять ребенка "бояться одного" категорически нельзя.
1. Определяем уровень страха
Тест оценки страха перед экзаменами (Д. Вольф, Р. Меркле)
Оцените каждое утверждение знаком «+» или «–» в зависимости от степени их соответствия вашему жизненному опыту.
1. При мысли об экзамене я вижу, как я провалился.
2. Я часто думаю, что у меня плохая память.
3. Учителя при опросе всегда ловят меня на том, чего я не знаю.
4. Когда меня вызывают, у меня всегда пустая голова.
5. Я позволяю себя отвлекать во время занятий.
6. Я ставлю себе цели обучения, но не могу их удержать.
7. Я постоянно отодвигаю выполнение учебных заданий до последнего.
8. Я считаю лишними всякие рабочие планы.
9. При подготовке к экзаменам не должно быть свободного времени на отвлечения.
10.При мысли об экзамене у меня появляются неприятные ощущения в животе.
11.За день до экзамена я не могу найти себе место.
12.Я не могу расслабиться.
13.Перед экзаменами у меня бессонница.
14.Я не могу сконцентрироваться.
15.Я не могу больше читать книг.
Обработка результатов: за каждый ответ «+» начисляется 1 балл. Общая сумма баллов до 5 показывает наличие низкого уровня страха перед экзаменом, от 6 до 10 – среднего, от 11 до 15 – высокого уровня
Внимание: если страх высокого уровня, то самостоятельно скорректировать состояние уже не получится - обратитесь к психологу!!!
2. Работаем с трекером страха
Трекер - это инструмент, который используется для регулярного учета количества страхов. Цель работы с трекером - найти закономерности в том, как страхи появляются с течением времени и в зависимости от различных ситуаций и обстоятельств.
Скачиваем и распечатываем трекер страхов на одну неделю. Выбираем цветные карандаши, которые будут для вас обозначить различную степень страха. Например, красный - очень сильно, желтый - страшно, но терпимо, зеленый - почти не страшно, синий - я спокоен.
Итак, как только возникла мысль в голове: "ЕГЭ?!!" - берем цветные карандаши и закрашиваем один из стаканчиков напротив дня недели цветом вашего страха. В конце недели считаете, в какой недели, вы большей всего боялись и как сильно вы боялись.
Упражнение "Трекер" помогает концертировать #внимание не на эмоции страха, а на его проживании.
3. Упражнение Г.А. Котовой "Сурдопереводчики"
Встаете перед зеркалом. Читаете текст стихотворений и изображаете текст с помощью мимики, пантомимики, жестов.
Стих 1.
Назло неудачам, назло заварухам,
Чтоб ни было с Вами - не падайте духом.
Бывает, что носом, коленками, брюхом,
Что ж, падайте всем, но не падайте духом!
Стих 2. К горькому кофе, достань шоколадку,
К горькой минуте - счастливую мысль.
Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.
Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…
Стих 3. Когда от боли капает слеза…
Когда от страха сердце бьется…
Когда от света прячется душа…
Когда от горя жизнь вся рвется…
Ты посиди тихонько в тишине…
Закрой глаза, и понимая, что устала…
Сама себе скажи наедине…
Я буду счастлива! Во что бы то ни стало!!!