Найти тему
NOIR

Истребитель «Аэрокобра»: За что его ценили советские летчики и не любили пилоты из США и Великобритании

«Бэллочка». В устах брутальных летчиков-истребителей это нежное имя звучит странно. И это не про героиню одесского шансона, и не про красавицу-горянку из прозы Лермонтова. Знакомьтесь – «Аэрокобра», она же Р-39, она же «машина асов», она же американский истребитель ВВС РККА. А Бэллочка – потому что производства фирмы Bell.

Впервые «Аэрокобра» попала к нам в конце 1941 года, и вовсе не из Америки. Ее в количестве более 200 единиц отправили советскому союзнику англичане. Отправили, если честно, по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». Спецы RAF (Royal Air Force, ВВС Британии) поставили на Р-39 модели «Aerocobra I» клеймо «неудачного самолета», и сплавили его русским, справедливо рассудив, что те не будут смотреть дареному коню в зубы.

В дополнение к «английским» «Aerocobra I» ВВС РККА пополнили еще около трех тысяч «Аэрокобр» из США модели P-39-D-2.

Так чем же не угодили «Бэллочки» пилотам RAF? Причин несколько:

• в 1941 году Р-39 был еще относительно «сырой» машиной. Истребитель был подвержен неизбежным «детским болезням роста»;

• самолет имел редкую конструктивную особенность – мотор располагался за кабиной, а не перед ней. Это имело свои плюсы, но и свои минусы. К минусам относилось то, что от летчика требовалось очень внимательно следить за центром тяжести машины, который по мере расходования боекомплекта постоянно смещался. Не уследив за смещением центра масс, пилот рисковал срывом в плоский штопор, чреватый гибелью машины и летчика;

• побаивались пилоты RAF «Аэрокобру» еще и за ее дверь в пилотскую кабину по типу автомобильной, в отличие от сдвижного фонаря, какой принят у истребителей. При попытке выпрыгнуть с парашютом пресловутая дверка стала причиной тяжелых травм и даже гибели многих летчиков;

• самое главное – Р-39 не соответствовал характеру боевых действий на Западном фронте. Там требовался высотный самолет, способный противостоять «мессершмиттам» на 5 км от земли и выше, в чем «Бэллочка» была не слишком сильна. Это касается в равной мере как RAF, так и их американских коллег – USAF. Американцам, воевавшим на Тихом океане, Р-39 вообще не подходил, т.к. в палубном варианте не производился, а после высадки в Нормандию на Западном фронте они предпочитали более современный «Тандерболт» Р-47.

-2

А вот на Восточном фронте воздушные бои происходили главным образом на малых и средних высотах, «от верхушек елок до 3-х км». И Р-39 идеально подходил для этих условий. И даже склонность машины к срывам в штопор не смущала «сталинских соколов», сталкивавшихся с такой же особенностью отечественного истребителя И-16, попросту – «ишака».

Хотя нельзя не отметить, что поначалу «Аэрокобра» в боевых частях ВВС РККА собрала урожай небоевых потерь.

А в остальном машина пришлась советским летчикам по вкусу. Судите сами:

• великолепные маневренные и скоростные характеристики, при этом - выдающаяся живучесть;

• шикарный обзор из каплевидной кабины, сделанной из качественного плексигласа, не склонного к растрескиванию и потере прозрачности;

• отличная американская радиостанция;

• комфортные условия для пилота в кабине, как дополнительный бонус от того же заднего расположения мотора. Не секрет, что летом в кабинах тех же «Ла» с передним расположением двигателя температура доходила до +50-60 градусов, а подошвы сапог пилотов не раз и не два, размякнув от жары, прилипали к педалям;

• самое главное – мощное вооружение: два подкрыльевых пулемета и пушка калибром целых 37 мм. У отечественных машин такие стояли только на ряде модификаций штурмовика Ил-2. У «мессера» или «фоккера», попавшего в прицел Р-39, уцелеть не было никаких шансов.

-3

Кстати, о прицелах «Аэрокобры». Забавную историю рассказывает в своих мемуарах Герой Советского Союза Евгений Мариинский [Мариинский Е.П. «Внизу — передний край», М.: Политиздат, 1966]. В его полку инженер по американскому спецоборудованию, ввиду перебоев с поставками, требовал не держать прицел постоянно включенным, дабы не расходовать ресурс дефицитных американских … лампочек. Так и сбил Е. Мариинский своего очередного «Ме-109» с выключенным прицелом, зато лампочки сберег.

Раз уж речь зашла о фронтовых байках, связанных с «Аэрокобрами», то нельзя пройти мимо еще одной – истории о сборке где-то под Москвой первой партии «Аэрокобр» американской поставки в январе 1942 года из машинокомплектов, поступавших в полуразобранном виде.

Процесс происходил в лучших отечественных традициях. Инструкции были, естественно, на английском языке. Из специалистов НИИ ВВС английского, естественно, никто не знал. Переводчица с английского, естественно, оказалась ученым-филологом, несведущим в авиационной терминологии и т.д. и т.п. А сроки поджимают, самолеты нужны на фронте, и начальство сквозь зубы напоминает о существовании военного трибунала.

-4

Спасение пришло, как водится, откуда не ждали. Неподалеку летчикам запасного авиаполка английские инструкторы помогали переучиваться на «Харрикейны». Руководитель группы НИИ ВВС И.Г. Рабкин знал французский, и им же владел один из англичан. Так, общаясь на трех языках одновременно, наши и англичане сдвинули дело перевода инструкций к «Бэллочке» с мертвой точки.

А прозвище – «машина асов» - было присвоено «Аэрокобре» заслуженно. Из 27 «сталинских соколов» - дважды Героев Советского Союза на Р-39 воевали 11 человек.

-5

Наш Telegram канал: https://t.me/joinchat/VFwrfBZgfHUfQldh