Найти тему
Культурный Кот

Сапожная столица России и одновременно самое большое село в Империи

Оглавление

Небольшой скромный городок Кимры как раз из тех населенных пунктов, что проедешь и не заметишь. Однако эта тверская глубинка таит в своей истории множество интересных фактов, осложненных природной хитростью кимряков. Чем же замечательна сия локация, и почему специально для неё в Москве был построен отдельный вокзал? Давайте разбираться.

Обувная столица Империи

Во второй половине XVII века Кимры славились своими классными сапожниками. Качество местной продукции было известно далеко за пределами Тверской губернии. Сам Петр I заключил с местными мастеровыми "гособоронзаказ" на поставку в армию пару-тройку тысяч пар обуви. После кончины Петра темпы производства замедлились, но уже при Александре I все вернулось на круги своя.

Памятник сапожнику. Источник: Яндекс картинки
Памятник сапожнику. Источник: Яндекс картинки

Жители Кимр вновь выполнили большой заказ для нужд армии в 1812 году. За это самодержец Всероссийский подарил кимрякам батарею пушек, из которых стреляли по праздникам.

Даже дедушка Ленин положительно отзывался о местной промышленности: " Особенно замечательный пример капиталистической мануфактуры представляет сапожный промысел села Кимры Корчевского уезда Тверской губернии и его окрестностей. Промысел этот исконный, существует с XVI века.

Местная хитрость

Активное развитие мануфактур способствовало притоку населения в Кимры. Так в конце XIX века там проживало более 5000 человек, но при этом Кимры по-прежнему имели статус села. Местные предприниматели понимали, что с переходом в новый статус изменится система налогообложения. И дабы избежать повышенных налогов кимряки активно сопротивлялись переходу в статус горожан.

Даже наличие в селе нескольких банков, гостиниц и бесчисленного количества магазинов не влияло на это. К концу XIX века к Кимрах проживало 7000 человек, что было лишь втрое меньше чем в столице губернии - Твери. Зато в 1916 село могло похвастать 20000 жителей. Это всё благодаря железной дороге, которая пришла на противоположный берег Волги.

Московский вокзал специально для села

В 1897 году Савва Мамонтов пролоббировал строительство ж/д ветки от Москвы до села Савёлово, что располагалось аккурат напротив Кимр. Специально для новой линии в 1902 году был построен Бутырский вокзал, переименованный через 10 лет в Савёловский.

Савёловский вокзал. Источник: Яндекс картинки
Савёловский вокзал. Источник: Яндекс картинки

После подхода ветки к Кимрам логично возник вопрос о строительстве моста. Однако и тут местная хитрость взяла верх. Вместо моста кимряки наладили коммерческую переправу через Волгу, на чем вполне неплохо зарабатывали. Лишь в 70-е годы ХХ века оба берега Волги связал железобетонный мост.

Вот такой необычный городок скрывается в дебрях Тверской области, а ещё там большое количество хорошего деревянного модерна.

Вот такой красоты тут предостаточно. Источник: Яндекс картинки
Вот такой красоты тут предостаточно. Источник: Яндекс картинки

А вы бывали в Кимрах? Пишите ответы в комментарии. А еще ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше будет интереснее.