«Но мы все часто прославляем первых, не ведая, что славим лишь вторых...». Эта строчка из песни Андрея Макаревича вполне применима и в музыкальной индустрии. Согласитесь, немного обидно, если вы первыми исполнили (а ещё хуже написали и исполнили) какую-то песню, а все лавры и всенародную любовь собрал чужой кавер, который вдобавок многие воспринимают как оригинал.
Причины подобной «несправедливости» могут быть самые разные.
Во-первых, кавер может получится объективно лучше оригинала во всех отношениях - по вокалу, аранжировке, подаче.
Во-вторых, кавер может исполнить более "звёздный" певец, у которого масса поклонников и огромные возможности для продвижения песни (по сравнению с каким-то Диего из Акапулько).
В-третьих, если песня старая, то важную роль может сыграть модная аранжировка, более привычная уху современника. Недаром даже успешные в своё время оригиналы часто затмеваются новыми версиями.
Ну, и счастливый случай тоже никто не отменял. Кавер может стать известным, просто оказавшись в нужном месте в нужное время.
Каверов, которые стали известнее оригиналов, такое количество, что одной статьёй здесь не обойдёшься. Да и в этом случае мои обзоры будут краткими. Если же вас заинтересует более подробная история какой-то песни, пишите мне об этом в комментариях. Итак, поехали!
«Sixteen Tons»
Версий у песни «16 тонн» так много, что мне сложно предугадать, в каком исполнении слышали её именно вы. Но вот на Западе образцовой заслуженно считается версия Теннесси Эрни Форда - с басовитым вокалом и щелчками пальцев.
У этой версии лишь один существенный недостаток - она слишком респектабельная и понтовая. А, глядя на улыбающееся лицо Форда, вообще трудно поверить, что песня посвящена тяжёлой судьбе шахтёра времён Великой Депрессии, который ещё и остаётся в долгах перед своим хозяином ("Я душу заложил, чтобы выжить в аду...").
Настоящий же автор этой песни - Мерл Тревис - знал об этой судьбе прямиком из уст своего отца, много лет проработавшего на угольных шахтах. Тревис записал «Sixteen Tons» ещё в 1947 году, исполнив её просто под акустическую гитару.
Однако лишь блестящая версия Форда вынесла песню на самую вершину америкаского топа. После чего Мерл Тревис поменял последнюю строчку своей песни на саркастичное: «Я задолжал свою душу Теннесси Эрни Форду».
(мою подробную статью об истории этой песни можно прочесть здесь)
«Hound Dog»
Исполнение песни про гончую собаку стало, по сути, звёздным часом Элвиса Пресли. Именно под неё будущий "король рок-н-ролла" совершил 5 июня 1956 года на телешоу Милтона Берля знаменитые тазобедренные движения, шокировавшие одних и покорившие других.
Думаю, многие и не заметили, что песня в основе своей женская. Героиня в метафорической манере обвиняет своего ухажёра в никчемности - судя по всему, сексуальной («Тебе ни разу не удалось поймать кролика...»).
Хотя песню написали постоянные авторы Пресли - Джерри Либер и Майк Столлер, изначально она предназначалась певице под красноречивым ником "Большая мамочка" Торнтон. Которая и записала «Hound Dog» в тягучей блюзовой манере в 1952 году.
Ну, а Элвис переделал песню в зажигательный рок-н-ролл, где никто особо в содержание не вслушивался.
«Please Mr. Postman»
У нас эта песня прочно ассоциируется с The BEATLES и только с The BEATLES.
А ведь тогда - в 1963 году - она особого успеха не снискала. Более того - находились критики, которые писали, что песня у "битлов" получилось какая-то "плотная", "безвоздушная". Дело в том, что критики сравнивали её с оригиналом - причём крайне успешным оригиналом, записанным в 1961 году женской вокальной группой The MARVELETTES. Оригинал не только занял в США 1-е место, но ещё и стал первым успешным синглом, выпущенном знаменитым "чёрным" лейблом "Mottown".
В 1975 году «Please Mr. Postman» ещё раз возглавит американский топ - и снова это будут не The BEATLES, а дуэт The CARPENTERS.
«Twist and Shout»
А вот насчёт этой песни спору нет - "битлы" отожгли её в "Палладиуме" от всей души, перед этим изящно "потроллив" присутствующую королевскую семью. Недаром в 1964году пластинка с песней заняла в США 2-е место.
Не помешал даже тот факт, что «Twist and Shout» за два года уже попадала в американский хит-парад - и снова в виде кавера.
Дело в том, что первой песню выпустила группа TOP NOTES в 1961 году - правда, под другим названием «Shake It Up, Baby».
Никто песню не замечал, пока за неё не взялись чернокожие парни из группы The ISLEY BROTHERS. Они поменяли название песни и замедлили её темп. Впрочем, от этого песня менее энергичной не стала - даже наоборот. Поэтому версия The ISLEY BROTHERS добралась в США до 17-го места.
"Битлы", в свою очередь, заменили "качающую" партию духовых на партию электрогитары, превратили соул в рок-н-ролл, а Джон Леннон проорал «Twist and Shout» так истошно, что всем до сих пор нравится.
«Sealed with a Kiss»
Моё поколение в основном познакомилось с этой красивой песней про письмо, запечатанное поцелуем, благодаря версии австралийского певца Джейсона Донована, выпущенной в 1989 году.
Однако хитом «Sealed with a Kiss» успела побывать задолго до этого, когда её исполнил в 1962 году американский певец Брайан Хайленд. Сингл стал №3 по обе стороны Атлантики.
Но и это была не первая версия! Первую записала в 1961 году группа FOUR VOISES. Правда, песня вышла у них слишком вялой и успеха не имела. Как скажет позже Брайан Хайленд: «Они просто не вложили в неё душу».
(мою подробную статью об истории этой песни можно прочесть здесь)
«Unchained Melody»
Сегодня романтическая баллада «Освобождённая мелодия» неразрывно связана с милующимися Патриком Суэйзи и Деми Мур из фильма "Привидение" (1990).
Хотя изначально она была написана для совсем другого фильма «Unchained» («Освобождённый», или если буквально «Освобождённый от оков»), выпущенного в "бородатом" 1955 году. В фильме, посвящённом судьбе американского заключённого, эту песню исполнил чернокожий певец Тод Дункан - причём низким глубоким голосом.
Версия Дункана выходила на сингле, но больший успех снискали каверы оркестра Леса Бакстера (№2 в США) и певца Эла Хабблера (№3 в США). Однако все они ушли в тень, когда в 1965 году «Unchained Melody» записал дуэт The RIGHTEOUS BROTHERS. Тогда эта пронзительная версия заняла 4-ю строчку американского чарта, а спустя четверть века угодила в фильм "Привидение".
«Needles and Pins»
Песню «Иголки и булавки» написали американцы — Джек Ницше и Сонни Боно (да-да, тот самый — первый муж певицы Шер). И сначала её записала тоже американская певица Джеки ДеШэннон ещё в 1963 году. Онако сингл не поднялся выше 84 месте американского хит-парада и о нём благополучно забыли.
А вот у английской группы The SEARCHERS всё получилось, как нельзя, удачно. Их версия «Needles and Pins», выпущенная год спустя, стала №1 в Британии, а в США добралась до 13-го места, сделав SEARCHERS второй ливерпульской группой после БИТЛЗ, попавшей в американский топ.
Позже эту песню исполняли многие — например, та же Шер, Петула Кларк, группа RAMONES… Однако у нас, наверное, лучше всего знают версию SMOKIE 1977 года.
«Living Next Door to Alice»
То же можно сказать и о песне, посвящённой соседке по имени Элис. Лавров с группы SMOKIE никто мнимать не собирается. Именно их версия 1976 года стала классикой и заняла 5-е место в Британии и 25-е место в американском хит-параде (высшее достижение синглов этой группы в США).
Авторство «Living Next Door to Alice» принадлежало творческому тандему Майка Чепмена и Никки Чинна, регулярно снабжавшему SMOKIE хитами. Однако в то время, когда песня была написана, авторы ещё не сотрудничали с КУРЯГАМИ, поэтому отдали песню австралийскому трио NEW WORLD. Вот они-то и стали первыми исполнителями.
NEW WORLD выпустили «Living Next Door to Alice» в 1972 году и даже имели с ней успех на своей родине (сингл стал в Австралии №35). Но без вокала Криса Нормана это, конечно, не то...
На этом пока остановимся. Новая подборка каверов, оказавшихся круче оригинала, будет в следующей части.
***
Если вам понравилась эта статья, и вы не хотите пропустить новые, подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, делитесь своими впечатлениями...
И ЕЩЁ! Желающие поддержать мой канал (а в нынешнее время это немаловажно) могут сделать это ЗДЕСЬ.
Автор: Сергей Курий