Обзор повести
Образы героев в повести
То, что казалось неожиданным для доктора, в итоге стало само собой разумеющимся. Автор прекрасно поняла эту закономерность в многообразии жизненного опыта персонажей.
Писательница ощутила нелегкую, противоречивую сущность каждой личности, которая в свою очередь может показать некую противоречивость в естественном ходе жизни. Она видит основополагающую грань между живым и мертвым в человеке. Одни вносят в судьбу что-то творческое и обогащают ее, а иные - разрушают жизнь эгоизмом, равнодушием и алчностью.
Вера Панова просто беспощадна по отношению к людям второго типа. Например, к Супругову, который тоже вместе с остальными прошел всю войну, но как трус, в итоге проявивший полное равнодушие к людям и к цели, объединявшей окружающих. Герой столкнулся с Даниловым в самом начале новеллы. Эти образы представляют собой антиподов. Их пронизывает психологический конфликт, хотя он везде скрытый. Прозаик нашла в Супругове обывателя, изолированного от окружающего мира в самые драматические, роковые моменты действительности!
Полную противоположность ему изображает нрав старшей медсестры Юлии Дмитриевны. Ее образ выражен с удивительной ясностью. Через внешние черты характера героини, отпугивающей собственной дурной наружностью, склонной к менторству, категоричной в размышлениях и достаточно строгой к окружающим, до мелочей щепетильной, выразительно просматривается необыкновенная поэзия сильной натуры с могучей волей, хотя она не очень приятна в повседневном обиходе. Самое прекрасное в ней - ее верность делу, высочайшее отношение к профессии, настоящий артистизм, с которым она работает хирургической сестрой милосердия.
Автор объединяет героев так, что одна биография взаимосвязана с иной, отдельные человеческие судьбы переплетаются по мотивам, дополняя друг друга, сближаются по сходству либо разделяются по контрасту, составляя вместе повесть про судьбу современников, разнообразие и трудности их исторического существования.
Некоторые мотивы прозаика имеют обобщенный смысл. Персонажи впервые открываются читателю поздней ночью, во время обхода санитарного поезда, которым обычно Данилов завершает трудовые будни. Ночной колорит первой главы изобразил более мрачную картину войны - горечь отступления, боль первых потрясений, расставаний, потерь, народную печаль, вызванную неожиданным, драматическим исходом событий.
Композиция произведения
Во второй части "Утро" время показано новыми признаками и приметами. От первых дней военных действий время передвинули на лето 1942 года. Война вошла в повседневный быт. Он приобрел устойчивость, закономерность, свой ритм. Таким образом в произведении появились части, дающие типологию жизни военно-санитарного поезда в военную пору. Все детали порожнего рейса и груженого воспринимались мерами хода времени, отсчитываемого для героев нелегким ритмом их судеб. Время для них измерялось именно рейсами, а не положенными неделями и месяцами, периодически возвращающими их к вечному потоку человеческого страдания и кровопролития от сражений.