Найти тему
Егор Чкалов

Денацификация Украины в 2022 и в 1943-44 годах: сравнительный анализ

Конечно, любые исторические аналогии «хромают» даже, если они касаются одной и той же территории. Но в любом случае понимание всегда рождается из сравнения. Так что попробуем понять перспективы нынешней спецоперации через призму событий почти 80-летней давности.

Начнем с формальных масштабов. Освобождение Украины в ходе Великой Отечественной войны длилось с начала января 1943 года по конец октября 1944 года, то есть продолжалось 22 месяца, в ходе которых было проведено 15 наступательных операций: 11 стратегических и 4 фронтовые. При этом только лишь на полное освобождение Донбасса от гитлеровцев ушло 9 месяцев. На конец 1943 года численность советских войск, действовавших на Украине в составе 1-го, 2-го, 3-го, 4-го Украинских фронтов, составляла 2,3 млн. человек (сравните с примерно 200 тысячами российских силовиков, задействованных в спецоперации 2022 года).

В 1943-44 годах советская армия воевала на Украине не только против немецких войск и войск их «иностранных» союзников, но и против украинских коллаборационистов в составе вермахта, войск СС и полиции общей численностью около 250 тысяч человек (это примерно соответствует численности ВСУ в начале спецоперации 2022 года). Вермахта-бундесвера сейчас на Украине нет, зато присутствует интернационал натовских советников и нанятых странами НАТО наемников ЧВК (в количестве примерно 10000 человек).

Разумеется, для сколько-нибудь обоснованного прогноза итогов военного противостояния сопоставление численного состава противоборствующих сторон имеет смысл только с учетом уровня военной квалификации, уровня мотивации, уровня обеспеченности различными видами современной военной техники, уровня обеспеченности боеприпасами и топливом, оборонительного или наступательного характера действий, состояния логистики и еще десятков разных факторов. Но по большому счету выигрывает та сторона, которая сумела перехватить стратегическую инициативу у противника и удержать ее до тех пор, пока у оппонента не наступит критическая ситуация с ресурсами сопротивления. Потому что потерявший стратегическую инициативу обречен в итоге на проигрыш, несмотря на отдельно взятые оперативно-тактические успехи.

Курская битва была последним шансом фашистской Германии вернуть себе стратегическую инициативу в войне против СССР. Освобождение Украины в 1943-44 годах было трудным и долгим, но в целом оно проходило под знаком стратегического доминирования советской стороны. Немцы тогда сумели организовать ряд контрнаступлений, но в масштабах всей войны они имели скорее оперативный характер (к примеру, в ходе одного из этих контрнаступлений гитлеровские войска в феврале 1943 года сумели вернуть себе на 7 месяцев контроль над частью Донбасса) и лишь замедляли приход конечного поражения гитлеровских войск.

Последние годы - вплоть до 28 февраля 2022 года - стратегической инициативой на находящейся под внешним управлением Украине владело США. 28 февраля стратегическая инициатива на украинской территории была перехвачена Россией. Сама Украина, как государство, разменявшее свою субъектность на кредиты, в обозримом будущем может отмечаться лишь инициативами тактического и оперативного характера (разумеется, инициативами, придуманными англосаксонскими планировщиками). Продолжает ли Россия владеть стратегической инициативой на сегодняшний момент? Этот интереснейший вопрос я освещу на днях в своей отдельной дзен-статье…

Чуть остановимся на различии денацификации Украины образца Великой Отечественной войны и образца спецоперации 2022 года. 80 лет назад для большинства населения СССР было более понятно, кто начал войну (и соответственно, является оккупантом), а кто является освободителем от нацизма и нацистского геноцида. Сейчас с этим вопросом все на порядок подзапутаннее, поскольку идет не традиционная война, а прокси-война США против России, в которой Украина выступает для англосаксов в качестве пушечного мяса по рыночной цене. Ясно лишь, что критерии отличия укронацистов от просто патриотов Украины, выполнявших свой воинский долг, будет определять победитель российско-украинского военного столкновения.

-2

До того момента, пока для украинского обывателя не определится победитель и чья очередная власть будет в местной «Малиновке», не стоит ожидать значимой социальной поддержки спецоперации. Обыватель, которому есть что терять, на практике всегда предпочитает быть лояльным к любой власти, убедительно демонстрирующей свою устойчивость. Так уж наша жизнь устроена…

Есть еще один важный нюанс, добавляющий запутанности: в Великой Отечественной войне Советский Союз деоккупировал свои собственные территории, а присоединение украинских земель к России не является целью спецоперации. Скорее тут целью является создание на территории нынешней Украины некоторой конфигурации пророссийских буферных государств, из которых пока обозначена в зачаточном состоянии только Херсонская народная республика.

Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что Сталин ставил в практическом плане задачу 100%-ной денацификации территории Украины, а Путин в силу ограниченности задействованного воинского контингента какую-то часть Украины вынужден будет оставить "нацистской", но при этом максимально удаленной от российских границ и российского рынка (а дальше пусть себе гниет внутри себя на показательную непотеху Европе). Возможно самый сильный в геостратегическом плане результат спецоперации на сегодняшний момент - это состоявшийся по факту "иммиграционный" экспорт укронацизма в страны НАТО. Они это явление заботливо взрастили для создания проблем Российской Федерации - вот пусть теперь с этими своими подопечными разбираются на своей территории... Таскать им в этом деле не перетаскать...

P.S. Следующая моя дзен-статья будет на тему "Оценка потенциала сопротивляемости ВСУ российским войскам". Подписывайтесь)

СВО
1,21 млн интересуются