Недавно мы поехали с внуками в торговый центр, транспорта долго не было, и мы уже начали замерзать на остановке, когда подошел троллейбус. Ребята забежали в салон и стали искать место «на колесе», оно более высокое и с него удобнее в окно смотреть.
Прямо как я в детстве, всегда старался занять это место – такое было только в троллейбусах. А еще в них очень тепло, почему-то теплее, чем в автобусе, возможно, поэтому мне так нравится этот вид общественного транспорта.
Конечно, в детстве впечатления от поездки были несколько иными, ход этой громадины казался таким плавным, не трясло как в трамвае или в желтом Икарусе. И мне, мальчишке, было любопытно, как троллейбус может ездить на электричестве, получая его через штанги, которые в народе назывались просто «рога».
МТБ-82
Самые яркие воспоминания из детства у меня связаны с троллейбусом МТБ-82, называемым людьми на остановках «синим» (по цвету нижней половины корпуса). Они ездили по городам где-то с 60-х по 80-е годы. Это была первая модель, на которой мне довелось прокатиться в детстве. Впечатления были довольно противоречивыми.
С одной стороны, все казалось очень необычным и новым, особенно внешний вид транспортного средства, который очень отличался от ездивших по дорогам советских автобусов. И в то же время мы с мамой еле забрались на высокие ступеньки, ведущие в слишком узкие двери. А я почему-то боялся, что мы не успеем залезть внутрь, двери закроются и прищемят мне ноги.
В салоне тоже было не слишком комфортно. Мамин каблук застрял в решетчатом полу и чуть не ободрался. Сиденья показались мне тоже не слишком широкими, но очень мягкими, хоть ложись и спи на них. А окна были низкими, что затрудняло обзор. А еще я отчетливо помню рев мотора, который располагался под полом, и стойкий запах расплавленной изоляции в салоне.
И всей этой 10-тонной конструкцией без усилителя руля управляла хрупкая женщина. Даже сложно представить, как она справлялась с управлением.
Кстати, однажды я видел такой МТБ-82 с прицепом. У этой модели была возможность присоединить и второй точно такой же троллейбус.
ЗиУ-5
С 1965 года на дорогах стали появляться усовершенствованные модели троллейбусов под маркой ЗиУ-5. И хоть они считались гораздо удобнее своих предшественников, я отметил для себя ряд недостатков: холодный салон и узкий проход между сиденьями, через который сложно было протискиваться к выходу. Зато в задней части была просторная накопительная площадка, на которой я любил стоять, держась за поручни.
Зато кабина у водителя была модернизированной и просторной, а ход троллейбуса плавным за счет автоматизации управления и эргономичной округлой формы. Кстати, мало кто помнит, но именно ЗиУ-5 засветился в моем любимом советском мультфильме «Ну, погоди!».
ЗиУ-9
Этот советский троллейбус-долгожитель колесил по улицам городов в 1970-1980-х годах, некоторые экземпляры ездили и в начале 90-х. Запомнился он мне панорамными стеклами в задней части и простой квадратной формой, словно обувная коробка с тремя дверями.
Кстати, именно так его и называли в народе. При этом первая дверь была очень узкой, зато в центральную могли зайти несколько человек одновременно.
Сразу заметно, что над дизайном особенно никто не задумывался, зато управление было автоматическое, и появился усилитель руля, что делало этот троллейбус очень маневренным и высокоскоростным, разгоняться он мог до 85 км/час и частенько обгонял автобусы, правда, ни разу на максимальной скорости мне прокатиться не доводилось.
Пожалуй, именно ЗиУ-9 стал самым узнаваемым на улицах советских городов троллейбусом и самым любимым.
А вам нравилось ездить на советских троллейбусах или вам больше нравятся современные модели?