Найти в Дзене

Перед консультацией у психолога | За что платит клиент? | Поиск своего пути | 2022

Оглавление

Сегодня поговорим о том, чего не нужно ждать от психолога.

Волшебная таблетка

Классической случай, когда клиент, совершенно неподготовленный, незнакомый с психологией и с тем, как работает психотерапия, приходит на консультацию и ожидает получить очень быстрый результат – какой-то совет по решению его проблемы.

Разумеется, что он сталкивается с недоумением, а почему ему не дают счастливую «таблеточку».

И здесь хочу внести некоторую ясность.

За такими вот «таблеточками счастья» нужно идти к врачам-психотерапевтам, психиатрам или психофармакологам, которые выписывают лекарства. Не медицинские психотерапевты, занимаются совсем другой терапией – диалогом и разговором.

Советам НЕТ

Так вот, клиент приходит и ожидает получить какой-то прямой совет.

Конечно же, это клише!

Психотерапевты не дают прямых советов за исключением таких случаев, как, – и это важно, так как мои новые клиенты слышат от меня подобное регулярно, – «боюсь темноты» - Купи фонарик . Или «не знаю, где купить хлеб» - магазин за углом.

Такие советы может дать каждый встречный. Здесь нет особо какой-то ответственности. Это естественный запрос, где нет какой-то подоплёки.

Когда клиент просит прямого совета или рекомендацию по поводу женитьбы, развода, большой сделки с недвижимостью, смены религии, вероисповедания, философии или страны – это очень большая ответственность, таких советов психолог не дает.

Всё, что происходит на психотерапии и психологическом консультировании – это большая ответственность непосредственно самого клиента.

Психолог вообще не берёт никакой ответственности за клиента, поэтому и не даёт никаких советов. Его задача совсем не в этом.

Это важно понимать всем, кто собирается идти на психотерапию.

Так зачем нужен психолог?

И возникает такая двойственная проблема, а зачем нужен психолог, если он не помогает даже советами? А вот зачем нужен.

По большому счёту, клиент покупает время терапевта.

Клиент покупает опыт контакта со специалистом.

А чем ценен этот опыт – вопрос уже следующий.

Поскольку клиент находится в «шорах», – в своей проблеме, – то он может двигаться только назад и вперёд.

Для движения вправо или влево нужен взгляд эксперта; специалист, который разбирается и понимает, потому что он не ограничен эмоциональными рамками и внутренним заключением ситуативной проблемы.

Поглощённый своей проблемой, клиент не может выйти из неё и посмотреть на всё со стороны.

Для этого и нужен психолог.

С помощью диалога с ним клиент способен взглянуть на всё иначе и принять собственное, осознанное и обдуманное решение для своей проблематики, каким либо изменениям и принятиям новых решений.

Проводник

Клиенты приходят и думаю, что терапевт возьмёт их за ручку спокойно отведёт туда, куда им нужно.

Но суть в том, что терапевт – это всего лишь проводник. Он опытный. Он уже ходил по этому пути и преодолел его. Он там был и вернулся.

И суть в том, терапевт не сажает клиента в тележку и не везёт его.

Путь, как и решение проблемы, подобно подъёму на гору. Клиент собирается подняться на свои «Гималаи» по уже протоптанной дороге, но ему нужно самому проложить себе путь. Помощь терапевта в данном случае сравнима с медвежьей услугой.

Это будет формированием проблемы для клиента, потому что тогда он не получит опыта. Ему нужно пройти собственный путь самостоятельно.

А моя задача – терапевта – быть рядом, поддерживать и говорить: «Да, ты идёшь по правильному пути. Это твоя дорога. Слева – обрыв, справа – скала. Назад дорога есть. Про это тоже не забывай.

Но главное помни, зачем ты вообще начал идти по ней. Почему-то же ты пришёл ко мне на терапию.

Свои грабли

Психолог не обязан проходить весь путь за клиента, чтобы потом сказать ему, что там в конце. Так клиент поймёт, что ему туда оказывается и не нужно.

Почему? Потому что так устроена психика, ибо пока ты сам не наступишь на грабли, не получишь этот опыт, то не поймёшь, что от этого становится больно. У каждого эти грабли свои, как и свой собственный путь.

Заголовки

Итак, предожидания со стороны клиента, будто вот он придёт к терапевту и тот просто разрешит его проблему – это ложное ожидание.

Конечно, в рамках каких-то курсов или тренингов вам могут предложить решение какой-то узкой проблематики.

Например, я работаю с зависимостями и хорошо разбираюсь в этой теме. От меня вы получите лишь конкретную, чёткую и довольно прозрачную информацию в данной теме.

Я могу помочь вам чуть лучше сформулировать ваш запрос. Если же мой 10-летний опыт работы с клиентами из наркодиспансера позволит мне дать вам какое-то решение, то я, разумеется, сделаю это.

Например, если вы находитесь в эмоциональных и зависимых отношениях, в которых вам плохо и которые хочется прекратить, то по определённому скрипту, в рамках тренинга или курса, который очень объективен, я могу дать основные шаги на пути разрешения этой проблемы.

Но промежутки между этими шагами – сам путь – у каждого свой. Он индивидуален. Я даю лишь основные аспекты, заголовки тем, а сам текст в рамках этой темы клиент выбирает  для себя сам.

Новый опыт

Ещё момент: когда клиент приходит к психотерапевту, он платит исключительно за время специалиста.

Не за решение проблемы или советы, а ещё и за принимаемый опыт.

Вот представьте, что вы пришли к провокативному психотерапевту, который на протяжении всех 40 минут просто молчит. Он даёт вам выговориться.

Так вы получаете своеобразный опыт, который специалист, будучи осознавая вашу ситуация со стороны, считает для вас наиболее подходящим. Разумеется, перед этим он узнаёт, с каким запросом пришёл клиент.

Я к тому, что всё, что происходит в рамках психотерапевтической сессии – это в той или иной степени, но новый опыт, который вы приобретаете.

Вам же может казаться, что происходит какой-то бред.

Но есть один лайфхак, позволяющий всё понять.

Я своим клиентами никогда этого не говорил, да и не скажу, так как лишу их возможности решить свои проблемы самостоятельно, но в образовательных целях сейчас сделаю исключение.

Приоткрывая завесу

К примеру, возьмём клиента, который хочет, чтобы в мире всё было предсказуемо.

Это кажется ему вполне логичным, ведь он страдает от того, что никто не догадывается о том, что ему хочется.

Терапевт же в данном примере понимает, что клиенту будет неплохо здесь и сейчас приобрести схожий опыт, на который тот жалуется.

И так психолог притворяется, что он тоже не догадывается о том, чего хочет его клиент. Тот в свою очередь принимает этот опыт, раздражается и в комфортной обстановке может спросить:

«Слушай, что происходит? Почему ты молчишь?»

А терапевт ответит:

«Потому что ты ничего не просишь. Когда ты что-то попросишь, я что-то сделаю».

Дело в том, что подобные вещи нельзя спросить у внешнего мира: ни у знакомых, ни у друзей или родителей.

Почему вы работаете, но вас до сих пор не повысили? Да потому что вы этого не просили. В запросе, чтобы всё было предсказуемо, та же история.

Подытоживая, выделим следующие моменты. Клиент платит исключительно за:

·        время терапевта

·        приобретаемый от него опыт

·        за способ передачи этого опыта.

Последнее как раз-таки и отвечает за формирование нового, какого-то собственного механизма, который он ожидает получить. Ну а дальше существуют разные методы того, как это бывает. Есть гештальт-подход или когнитивно-поведенческий, есть психоанализ и т. д. В каждой школе есть свои способы передачи опыта.

Мне очень интересно и любопытно к каким выводам ВЫ пришли после этой статьи?