Найти тему

5 главных героев якутских преданий

Оглавление

27 апреля исполнилось 100 лет со дня основания Якутской Республики, и я, хоть и с опозданием, хочу отметить это событие новой статьёй о якутской культуре. Сегодня я расскажу вам о пяти героях якутских фольклорных преданий, знание которых поможет вам разобраться во многих произведениях якутской литературы и искусства.

Эллэй и Омогой

Обложка сингла "Эллэй Боотур" рэпера L'One
Обложка сингла "Эллэй Боотур" рэпера L'One

С именами Эллэя и Омогоя связывают происхождение якутского народа. По преданиям, когда-то предки якутов жили на юге Сибири. И вот однажды они начали переселяться на север. Так на реке Лена поселился богач Омогой со своей семьёй, а следом туда пришёл и удалой парень Эллэй.

Эллэй стал работать у Омогоя. У богача было две дочери - старшая, которую родители не очень любили, и избалованная младшая. Омогой и его жена видели, что Эллэй хороший парень, и предложили ему взять в жёны одну из дочерей. А Эллэй был не так прост - он решил воспользоваться народной мудростью, чтобы понять, какая из девушек лучше. Вы удивитесь, но для этого он должен был тайком подглядывать за тем, как дочери Омогоя справляли нужду. У старшей дочери моча пенилась, а у младшей - быстро впитывалась в землю. Народная примета гласит, что у первой девушки будет много детей. Поэтому Эллэй выбрал в жёны старшую, нелюбимую дочь Омогоя. Родителям не понравилось решение жениха, и молодые были вынуждены переселиться подальше от старших родственников.

С тех пор Эллэй хорошо зажил с молодой женой. Они разводили скот, доили кобыл и делали кумыс. Однажды Эллэй решил провести обряд, во время которого он обратился к добрым духом айыы с благодарностью за то, что они покровительствуют людям. Так у якутов повелось отмечать летний праздник Ысыах. У Эллэя появилось много потомков, которые положили начало якутскому народу.

Современные учёные считают, что предание об Эллэе и Омогое действительно отражает древнюю историю народа саха. Научные данные говорят, что якуты и правда когда-то переселились на север с юга. А наличие двух героев в этом предании - Омогоя и Эллэя, который прибыл на север позже - возможно, говорит о том, что предки якутов переселялись поэтапно, и разные группы переселенцев вступали во взаимоотношения друг с другом.

6 сайтов для тех, кто интересуется якутской культурой
Народы России: культура и литература22 сентября 2021

Эллэй и Омогой часто упоминаются в якутской литературе и искусстве и даже не только в них. Например, у известного рэпера L'One, который в детстве и молодости жил в Якутии, вы можете найти песню "Эллэй Боотур".

Кудангса

Спектакль "Кудангса Великий" Театра Олонхо
Спектакль "Кудангса Великий" Театра Олонхо

Кудангса - мифический древний правитель якутов. Как рассказывает предание о нём, когда-то на земле было очень холодно, и холод этот исходил от небесной звезды Чолбон. Кудангса заботился о благе своего народа, и он хотел положить конец жестоким морозам. Для этого Кудангса призвал к себе могущественного шамана по имени Чачыгыр Таас и приказал ему подняться на небо и разбить звезду Чолбон. Когда Чачыгыр Таас собрался исполнить поручение, он строго-настрого наказал всем людям сидеть в домах и ни в коем случае не смотреть на небо. Но одна женщина не сдержалась и выглянула в окно. Из-за этого шаман не смог довести своё дело до конца, и звезда Чолбон осталась на небе. Правда, холода от неё стало меньше.

В другой раз Кудангса решил породниться с божествами, чтобы обеспечить своему народу благоденствие. Воплощать дерзкий замысел правителя вновь пришлось Чачыгыру Таасу. Шаман отправился в Верхний мир и пригласил оттуда сватов. Божества приняли приглашение и явились к Кудангсе. Но затем любимые сын и дочь Кудангсы внезапно умерли, как и множество его скота. На самом деле желание Кудангсы осуществилось: его дети ушли с божествами в Верхний мир, а вместе с ними как приданое отправился скот. Говорят, что, породнившись с божествами, Кудангса избавил земных людей и их скот от страшных болезней.

Третье желание Кудангсы оказалось последним. Неуёмный правитель захотел иметь нож, который бы сам резал плоть, только лишь прикасаясь к ней. По велению Кудангсы Чачыгыр Таас принёс ему нож, в котором обитал дух кровопролития. Однажды Кудангса разрезал этим ножом мясо и обрызгался кровью. Тогда он начал соскабливать ножом кровь со своей шеи, и чудесный нож сам отрезал своему хозяину голову. Так закончилась жизнь этого мифического правителя.

Предание о Кудангсе - один из самых ярких сюжетов якутского фольклора. История безрассудного вождя действительно ужасает. Неудивительно, что этот сюжет привлёк внимание писателей. В 1929 году классик якутской литературы Платон Ойунский написал повесть "Кудангса Великий". Это произведение поднимает сразу несколько философских проблем. Среди них - проблема отношений человека и природы, а также человека и власти. Образ Кудангсы в якутской культуре стал символом непокорности и вечной неудовлетворённости человека, из-за которой он может привести сам себя к гибели. Этот сложный образ ещё не раз привлечёт к себе внимание якутских творцов. Так, в 1990 году с новаторского спектакля "Кудангса Великий" режиссёра Андрея Борисова началась история современного якутского театра, сочетающего фольклорно-мифологические и философские традиции.

Тыгын

Кинематографический образ Тыгына
Кинематографический образ Тыгына

Это уже не мифический, а реальный якутский правитель. Правда, его образ за несколько веков тоже мифологизировался, и сегодня уже трудно отличить, что в преданиях о нём правда, а что - фольклорное преувеличение.

Тыгын жил на рубеже XVI-XVII веков. Он был потомком именитых старейшин. Его отец Муннян властвовал над обширными землями на берегах Лены, где теперь стоит город Якутск, а Тыгын хотел подчинить себе ещё больше новых земель. Считается, что его целью было объединить под своей властью всех якутов. В народных преданиях Тыгына изображают почти как эпического богатыря - сильного, умного, харизматичного. Образ Тыгына - воплощение традиционных якутских представлений о народном лидере.

Но с именем Тыгына связаны не только положительные воспоминания. Дело в том, что далеко не все племена и рода якутов готовы были добровольно прийти под власть нового вождя. И тогда Тыгыну приходилось устанавливать свою власть силой. В преданиях рассказывается, как он безжалостно относился ко всем, кто противился его властным устремлениям. Мало кто мог тягаться с Тыгыном и его воинами в силе. Предания говорят только об одном таком человеке - силаче Бэт Хара. Когда Тыгын с войском подошёл к дому Бэт Хара, дома была только его мать. Воины Тыгына пришли к ней и стали расспрашивать о сыне. Они увидели там лук Бэт Хара и попытались его натянуть, но у них ничего не получилось. А мать силача сказала им: "Ведь из этого лука мой Бэт Хара стрелял, когда он был совсем маленьким". После этого Тыгын стал опасаться Бэт Хара - ведь это был единственный, кто мог дать отпор легендарному вождю.

Годы жизни Тыгына совпадают с тем временем, когда на якутские земли пришли русские казаки. Но доподлинно неизвестно, пришлось ли им столкнуться с Тыгыном и если да - то чем закончилась эта встреча.

В советское время было принято считать Тыгына отрицательным персонажем якутской истории и лишний раз вообще его не упоминать. А если и упоминали, его называли завоевателем и эксплуататором якутов. Можно предположить, почему власть боялась Тыгына - ведь его образ напоминал о некогда независимой якутской государственности. Не случайно в 1990-е годы, когда Советский Союз распался и Якутия вновь заявила о своём праве решать дальнейшую судьбу республики, первым историческим романом в новой якутской литературе стал роман Далана (Василия Яковлева) "Тыгын Дархан". В этом романе Тыгын показан как мудрый правитель, который хотел создать сильное и независимое якутское государство. Впрочем, Далан не игнорировал предания о жестокости Тыгына - его герой противоречив, и это делает его действительно интересным персонажем. Кстати, в романе Тыгына несколько раз сравнивают с Кудангсой - другим известным героем якутского фольклора.

7 экранизаций якутской литературы
Народы России: культура и литература20 августа 2021

Имя Тыгына и сегодня сохраняется в якутской народной памяти. Не так давно вышел фильм "Тыгын Дархан" - экранизация одноимённого романа - который вновь оживил интерес к праотцу современной якутской нации.

Манчаары

Скульптурный портрет Манчаары
Скульптурный портрет Манчаары

Василий Манчаары - якутский "благородный разбойник", живший в XIX веке и ещё при жизни обретший славу среди своих соплеменников.

У отца Манчаары был богатый брат Чоочо, и однажды они с ним накрепко поссорились. После этого и сам Манчаары не мог терпеть своего дядю. Интересно, что предания знают и ещё одно объяснение этой вражды. Будто бы шаман Тэппээк, втайне обиженный на Чоочо за его самодурство, решил вселить в молодого Манчаары злой дух и его руками отомстить богачу. Так или иначе, Манчаары стал всячески досаждать Чоочо: сжигать его сено, резать скот, красть меха и драгоценности. За эти преступления Манчаары посадили в тюрьму, но удалой разбойник нашёл способ выбрать оттуда и вернуться на родину. Говорят, что Манчаары стал "якутским Робин Гудом" - он из мести грабил богачей и раздавал добычу беднякам.

Под конец жизни Манчаары успокоился. То ли угасло его рвение во что бы ни стало досадить дяде, то ли шаман снял своё заклятие, но легендарный разбойник завёл семью и последние годы доживал, как обычный человек.

Манчаары вошёл в историю не только как герой якутского фольклора, но и как талантливый сказитель и певец. Говорят, что он мог прекрасно исполнять якутский героический эпос олонхо, а ещё он сложил много песен, которые и годы спустя не забылись среди народа.

Самые большие эпические сказания народов России
Народы России: культура и литература18 августа 2021

При советской власти Манчаары стал ещё более важным героем - ещё бы, ведь он "боролся с богачами-угнетателями за счастье простого народа". Может быть, такая интерпретация приключений якутского разбойника и не совсем адекватна, но зато его образ никогда не предавался забвению - в отличие от того же Тыгына. Целый ряд авторов якутской литературы - от Анемподиста Софронова, жившего в начале ХХ века, и советского классика Софрона Данилова до современного писателя Ивана Гоголева - создали свои версии биографии Манчаары. В честь Василия Манчаары даже назвали республиканские соревнования по национальным видам спорта, которые проводятся в Якутии с 1968 года.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам было интересно, вы можете поддержать канал лайком и подпиской, а также оставить комментарий. Ещё больше материалов - в сообществе https://vk.com/ethno_russia

Также вы можете поддержать блог донатом, перейдя по ссылке:

СберЧаевые