Продолжаем разбирать актуальнейшую и неординарную на сегодняшний день тему "Пробелы режима самозанятости". Сегодня поговорим о рисках признания договора, заключенного с самозанятым, трудовым и как о них избавиться. Для более удобного восприятия информации решила разбить данную статью на две части: в первой поговорим более конкретно о самих рисках, а во второй поделюсь с Вами конкретными формулировками положений, которые рекомендую внести в договор дабы заранее обезопасить себя от этих самых рисков. Надеюсь, эта статья будет Вам и интересна, и полезна.🤗
Итак, приступим.
По закону самозанятые вправе осуществлять трудовую деятельность как по ГПХ, так и по трудовому договору, что нередко приводит к путанице на практике (правоотношения, возникшие в результате заключения с самозанятым ГПХ признают трудовыми).
Неправильная система организации взаимодействия с самозанятыми может повлечь следующие последствия:
🛑доначисление НДФЛ и страховых взносов, а также штрафов и пеней.
🛑возможные претензии работников по выплате отпусков, больничных и оплате работы в выходные в двойном размере.
🛑штраф по пункту 4 статьи 5.27 КоАП РФ:
⛔️на должностных лиц- от 10 000 до 20 000 руб.;
⛔️на ИП — от 5000 до 10 000 руб;
⛔️на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.
Как избежать этой путаницы?🤔 Изначально позаботиться об отграничении таких отношений от трудовых.
Я провела анализ свежей судебной практики в результате которого вышло, что при признании отношений с самозанятым трудовыми суды чаще всего руководствуются такими показателями, как:
✅периодичность и источники выплат;
✅взаимосвязь самозанятых и работодателей.
Как именно руководствуются? А вот как⬇️
При заключении договора с самозанятым мы должны четко понимать, что это договор гражданско-правового характера. И самый главный риск, которого нужно избежать — это риск переквалификации договора с самозанятым в трудовой договор.
Статья 15 Трудового Кодекса РФ содержит прямой запрет на замену трудовых отношений гражданско-правовыми: «Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается» Если сотрудничество с самозанятыми используется как схема уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов, то риск того, что налоговая переквалифицирует гражданско-правовой договор в трудовой очень высок (см. также Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2018 № 15, Письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@ «О рассмотрении обращения»).
Поэтому стоит изначально придерживаться рекомендаций, выработанных на основании анализа судебной практики:
✅не оформлять расписания, графики учета времени, инструкции, внутренние правила;
✅поручаемые задания не должны указывать на характер постоянной работы;
✅избегать в документах и переписке с самозанятым следующих терминов: «работник» и «работодатель» (стороны в договоре должны называться «Исполнитель» или «Подрядчик» и «Заказчик»), а также «зарплата», «отпуск», «больничный», « «увольнение» и т.п.
✅выплачивать вознаграждение 1 раз в месяц (а не 2) или после окончания выполнения работ/оказания услуг, т.е. подтвердить отсутствие системности, как в случае с трудовым договором;
✅не компенсировать самозанятому уплачиваемый им налог
✅прописывать в договоре конкретный результат (не должно быть обобщенных наименований, только конкретный объем работ)
Конечно, в данной статье перечислены далеко не все риски, а только те, что на практике уже успели "дать о себе знать" и зарекомендовать себя как "самые распространенные", на деле их гораздо больше и, возможно, когда-то я более детально раскрою этот список, но пока оставлю все как есть. 🤓
Спасибо за уделенное время! Вторая часть статьи не за горами🫶🏻