*Наркотики – это очень плохо. Текст написан для анализа кинофильма*
Когда я училась в университете, сочинила рассказ о девушке, которая так любила себя, что не смогла перенести отказа от парня. Свои страдания она переносила с помощью запрещённых веществ. Чтобы узнать особенности этого дела, мне приходилось изучать сторонние источники про наркоманов.
Я начала искать фильмы на подобную тему, книги. Так вышла на шоу-бизнес, где веществами не брезгуют. И постепенно расширила свой текст до правдоподобного падения красивой цветущей танцовщицы в бездну. Ещё до начала поисков информации я присвоила главной героине фразу, которая звучит в истории как вызов: “Я себя контролирую!” Оказалось, этот рефрен звучит и в “Я Кристина” (Мы, дети станции Зоо).
В итоге у меня собрался такой список методического материала (это просто ради справки):
- Ирвин Уэлш “Экстази”;
- “Реквием по мечте” режиссёр Даррен Ароноффски;
- “На игле” режиссёр Дэнни Бойл;
- “Клубная мания” режиссёры Фентон Бэйли и Рэнди Барбато;
- "Кэнди" режиссёр Нил Армфилд;
- История Курта Кобейна;
- Кейт Мосс и Пит Доэрти (The Libertines, Babyshambles). На момент истории с Кейт его выгнали из первой группы, и он выступал в составе второй);
- Измождённые худые руки Эми Уайнхаус;
- И в целом интерес к шоу-бизнесу.
Конечно, я узнала и про это произведение – и книга, и одноимённая экранизация. Правда, не помню, почему не смогла посмотреть и прочитать. До просмотра добралась только что. И нахлынули воспоминания.
О чём фильм “Я Кристина” (Christiane F. – Wir Kinder vom Bahnhof Zoo)
Фильм немецкого и американского режиссёра Ульриха “Ули” Эделя рассказывает мрачную историю девочки Кристианэ Фельшеринов, которая живёт в Берлине, увлекается творчеством певца Дэвида Боуи и мечтает попасть в самый знаменитый на тот момент ночной клуб города – Sound.
Как сделан фильм
Фильм снят в мрачных тонах, преобладают чёрные, серые, грязно-белые оттенки. Зернистая картинка дрожит, камера словно живая. Иначе было бы трудно передать непрекращающийся рейв, приём наркотиков и последующее нервное напряжение, раздражение, если что-то препятствует получению дозы.
И, как говорит голос Кристианэ за кадром, издалека всё выглядит лучше. А вблизи – продукты жизнедеятельности, потому что до дома бежать слишком далеко, поэтому проще всё сделать прямо на месте.
В качестве контраста со словами идёт живописная картинка – девушка раскинула руки и едет на скейтборде по полутёмному проходу между стенами и скрывается. Короткий миг, словно и не было ничего. Рукава развиваются как крылья. Это горькое подмечание юности, которую далее на протяжении двух с лишним часов будут сводить до поруганного состояния мальчики и девочки, уверенные, что всё в их руках. И раз уж они один раз смогли “переломаться”, то и второй раз тоже получится.
Оформление сцен отличает наличие внутри них эскалаторов и любых намёков на спуск. То есть метафора совершенно прямая – начав употреблять с мыслью “Всего лишь разок”, человек остановиться уже не может. И, конечно, моральный спуск героев – пары Дэтлиф-Кристианэ. Чтобы раздобыть денег на дозу, они обесценили себя до нескольких марок. Продавали своё тело всем подряд. Кристианэ даже своё детство продала ради этой бессмысленной отравы – я имею в виду коллекцию виниловых пластинок Дэвида Боуи. Ведь в детстве и подростковом возрасте увлечения являются большой часть, дорогими атрибутами. Во взрослой жизни на это смотришь иначе, уже сверху и спокойнее, но это навевает тёплые мысли. Получается, она отказалась от себя, своих увлечений в угоду гибельному веществу.
Ощущение “прихода” здесь оформили с помощью звучащего на втором плане звука летящего самолёта. Я обратила внимание, что этот звук появляется, когда Кристианэ необходима доза – словно кровь молотками начинает стучать внутри неё, а когда застывшая сидит под воздействием “Н”, как раз раздаётся этот звук. Кстати, песня Дэвида Боуи “Station To Station”, которая является важной для этого фильма, начинается с гудения – оно состоит из гитарных рифов и звуков проезжающих поездов.
Кстати, в одной из сцен можно увидеть на двери туалета крупную букву “Н”, нарисованную золотым аэрозолем. Как я поняла, это обозначение героина. Кристианэ даже произнесла фразу, когда предложила Дэтлифу заняться сексом при условии: keine H (только без героина).
Интересный момент – сцена первого для Кристианэ секса сделана в фильме самой чистой, единственной чистой, контрастирующей с антисанитарным окружением. Дэтлиф и Кристианэ лежали на белоснежном постельном белье и спокойно целовались. Очень неожиданное включение нежности в кошмар. Но это не случайная романтика. Она точно связана с песней (словами из неё) Дэвида Боуи – и композитора этого фильма, и любимого певца главной героини: “Это не побочные эффекты, это должна быть любовь”.
Дэвид Боуи в фильме “Я Кристина”
Музыкант выступил композитором в фильме. Также в начале есть его концертное появление. Кристианэ дарят два билета на его концерт, куда она приходит со своими друзьями.
В тусовке у них даже есть два человека, которые косплеят певца – причёска и характерные полосы на одежде, отсылающие к молниям на лице Боуи.
Один из друзей Кристианэ уже перед выступлением артиста был под кайфом – он сидел без движения с абсолютно застывшим лицом. Более того, все действующие лица не выражали эмоций, ходили словно с масками. Эмоции у них проявлялись разве что при поиске дозы или денег на неё, когда приближался критический момент.
Я говорю это не просто так, я подвожу к выступлению знаменитого Дэвида Боуи. Сам артист появился из сценического тумана, как Бог, как идол – далёкий и чистый. Издалека всё кажется лучше, мы это помним.
Он исполнял песню “Station To Station” с одноимённого альбома 1976 года, сама песня (самая длинная в альбоме, 10 минут) записана в октябре 1975го. В этой песне есть слова: “Это не побочные эффекты кокаина, это должна быть любовь”.
Певец в песне рисует свой образ как Измождённого Белого Герцога. Он придумал это новое альтер-эго для себя, основой которого сделал Фрэнка Синатру. Такая база вполне понятна. Синатра олицетворял настоящую легенду, воплотил “голубую мечту”, он как символ душевной чистоты и возвышенности, устремлённости к идеалу, а другая часть образа – сам Боуи, который сильно увлекался употреблением кокаина. Он вёл себя скандально, делая шокирующие заявления и, по его словам, его рацион составляли “красный перец, кокаин и молоко”.
Не просто так образ измождённости проецируется в зрительный зал: он воплощается на лицах поклонников, главным образом на одном из друзей Кристианэ, который сидел с белым лицом. Получается образ пустого человека, который не стремится, а просто ждёт следующего укола. А певец со сцены пропевает эту строчку, глядя на главную героиню, которая пробралась к подножию сцены через толпу фанатов. Идол смотрел своими гетерохромированными глазами сверху вниз на море замороженных людей: “Это не побочные эффекты кокаина, это должна быть любовь”.
Название песни “Station To Station” отсылает в фильме к предыдущей сцене, когда Кристианэ узнала про приезд её кумира в Берлин. Сцена происходит на станции метро Kurfürstendamm – Joachimsthaler Straße (линия U9), где мать её подруги Кэсси раскрывает ночные прогулки дочери и запрещает им видеться. Это место вблизи вокзала “Зоологический Сад”, на тот момент оно было торговым центром Западного Берлина (а закрыли его вместе с вокзалом в 2006 году). В фильме это культовое место показано плешкой, где парень Кристианэ подрабатывает, чтобы покупать себе дозы. Он встречается с гомосексуалистами и удовлетворяет их нужды. А позже и вовсе переезжает к одному из них как любовник.
Bahnhof Zoo в культуре
В 1991 году станция вдохновила ирландскую рок-группу U2 на произведение Zoo Station, когда они записывали седьмой студийный альбом Achtung Baby в Берлине.
Кроме того, есть песня шведской панк-рок-группы Randy “Bahnhof Zoo” (выпущенная 10 января 2006 года), в которой рассказывается о бесперспективности и социальных проблемах тогдашней молодежи.
В фильме есть момент, когда Кристианэ и Дэтлиф сражаются с ломкой, стараясь соскочить. Кристианэ в агонии сдирает обои со стены, под которыми находится второй слой. На нижних обоях принт в виде зверушек. Это созвучно с самим фильмом. Кафельные стены станции на линии U9 украшены изображениями животных, чтобы создать ссылку на близлежащий зоопарк. И ещё это снова соотносится с закадровым голосом, говорящим, что издалека всё кажется иным. С одной стороны, на экране дети, а с другой те, кто никак не поймёт вреда от копчёных ложек.
Итог
Фильм впечатляет своей достоверностью. Он ужасен и отталкивает натуралистичностью. Лучший пример для демонстрации и вреде наркотиков. В нём показан весь наклонный путь: от первого раза, до первого экстаза. Нервное напряжение, поиск средств на покупку дозы, воровство денег из дома. Попытки прекратить и разные окончания.
Ужасает их мысль о начале лечения, звучит обречённо: А что после терапии? Выходит, они даже не видят себя иначе.
Пример с Кристианэ показывает хэппи-энд. Она держится, уже полтора года чистая. Она желает передать силы своему возлюбленному Дэтлифу, но понимает, что эти силы больше всего нужный ей самой.
***
Короткая версия мыслей на фильм на КиноПоиске: