После окончания второго курса ОВИМУ мы, 50 курсантов 10 и 10-А роты, ушли на плавательную практику к берегам США, порт Балтимор. Вместе с нами на борту «Товарища» в этом рейсе были 50 курсантов Одесского мореходного училища и 25 курсантов Херсонского мореходного училища. После первого курса (1971 год) мы, курсанты 10 и 10-А роты, были на плавательной практике на учебно-парусном судне «Товарищ» по Средиземному морю, были знакомы с судном, его устройством и бытовыми условиями на нем.
Мне посчастливилось принимать участие в этом, достаточно уникальным и ответственным рейсе, поэтому хочется описать этот четырехмесячный рейс и поделиться своими впечатлениями от него. И вспомнить, а вспоминать есть что. Итак, начнем.
Почему ответственный? В 1972 году холодная война между странами Запада, в том числе США, и Советским Союзом была в самом разгаре, и вот в это время мы идем в США с дружеским визитом – на празднование юбилея парусного судна США «CONSTELETION» - сохранившегося парусника периода гражданской войны в США.
А уникальный потому, что «Товарищ» не выходил в океанские переходы достаточно долго, выполняя учебные рейсы по Средиземному и Черному морям, и вот этому судну, постройки 1933 года, предстояло после длительного перерыва снова выйти в океан и представлять СССР в США. А принимают, как известно, по одежке, а провожают уже по уму.
Так что нам нужно было сначала прийти, показать себя так, чтобы нас потом провожали по уму. Советские торговые суда в указанное время очень редко заходили в порты США, поэтому этот рейс был и ответственным, а еще и представительским. Забегая немного вперед скажу, что на борту «Товарища» в Балтиморе состоялся прием посла СССР в США с официальными представителями США - ведь судно является территорией СССР.
Уже после нашего рейса «Товарищ» принимал участие в многочисленных океанских регатах, таким образом, наш рейс подтвердил хорошее состояние судна и показал требования к умению и выучки экипажа.
В этом рейсе принимал участие капитан-наставник Черноморского морского пароходства Григор Михаил Иванович, сразу по приходу в Союз он написал книгу «Товарищ» идет в Балтимор», по сути дела - дневниковые записи с некоторыми размышлениями, отступлениями и воспоминаниями, тираж книги был достаточно скромным, а сейчас она вообще стала бестселлером. Поэтому хочется поделиться информацией. Интересно перечитывать записи Михаила Ивановича, вспоминать уже забывшиеся эпизоды рейса и именно свое участие в них. Некоторые фразы из его книги хочется вставить в свои воспоминания – настолько четко, профессионально и объемно они характеризуют ситуации.
Отправились из Одессы в Херсон мы, курсанты, на «Комете», судне на подводных крыльях. Очень популярны эти суда были в прибрежном плавании – достаточно комфортны, скоростные – 35 узлов, время в пути из Одессы в Очаков – 45 минут, до Херсона два часа с заходом в Очаков. И вот стоим мы на открытой палубе «Кометы», кратковременная стоянка в портопункте Очаков, и рассказываю своим товарищам про мой родной город, историю Очакова, а в душе разливается тепло – здесь мои родители, здесь школа, в которой учился, здесь мои спортивные успехи, здесь я родился и вырос, здесь возник и не пропал интерес к морю. Здесь начиналось все.
По прибытию в Херсон определили нас сразу на судно, стоял «Товарищ» в Херсонском СРЗ, был предъявлен экипажем Регистру СССР на предмет готовности к плаванию, а нам, курсантам, предстояло привести в отличную форму внешний вид судна – покраска корпуса, мачт, надстроек, чистка и драйка внутренних помещений, особенно кубриков для курсантов и мест общественного пользования – туалетов и душевых, чистка емкостей для хранения воды и помещений для продуктов – работы хватало. Конечно, все эти работы мы выполняли под руководством и надзором штатного экипажа – боцманов, матросов. Ведь принимают-то по одежке!
На нижней фотографии запечатлен процесс очистки наружного борта судна от старой краски и ржавчины. Курсанты находятся на беседке за бортом судна, под ними – вода. Беседка – это достаточно мощная доска с двумя поперечными планками, упирающимися в борт судна, чтобы можно было работать сидя; висит беседка на двух крепких канатах, которые в свою очередь крепятся на борту судна.
На палубе в районе беседки – матрос штатного экипажа, наблюдает за нами, дает указания и советы. Работаем мы скребками и кирками, которые закреплены шкертиками (тонкими, но прочными плетеными веревочками) к страховым поясам работающих, для чего – чтобы не упали в воду. Очки, рукавицы, головные уборы, защитная одежда и обувь, указанные шкертики, спасательный круг на воде под беседкой, наблюдающий матрос – требования охраны труда и техники безопасности, соблюдаются достаточно жестко. Ведь это здоровье и жизнь людей. Курсанты улыбаются – страха высоты и возможного падения – нет. Нельзя сказать, что процесс обивки старой краски и ржавчины очень уж интересен и особенно романтичен – но это учебный процесс, в том числе и процесс «оморячивания», ну и польза для судна. Поэтому мы улыбаемся и радуемся. Чему улыбаемся – всему – что висим за бортом, что мы молоды и сильны (красивы само собой), что выполняем опасные работы, что скоро уйдем в рейс на практику, что учимся в ОВИМУ. «Товарищ» - это трехмачтовый барк, каждая мачта и все, что имеется на ней – реи, паруса, шкоты, гитовы, ванты, стоячий и бегучий такелаж, все веревки - находятся в заведовании боцмана и двух матросов, есть и старший боцман судна. Вот под их руководством мы и выполняли все работы, постигали морское дело, морскую сноровку, морскую службу, морскую дружбу, морскую романтику.
Хочется отдельно сказать, что в этот рейс был достаточно жесткий отбор среди курсантов, которые в прошлую практику, т.е. год назад, проходили ее на «Товарище». Перед этим рейсом, этой практикой времени для обучения личного состава, изучения парусного вооружения судна и работы с ним не было, курсанты должны были все это знать и уметь, и, может быть самое главное, всего этого не бояться, иметь навыки нахождения в море, работы с парусами, проживать в достаточно спартанских условиях – люди должны быть подготовлены и физически, и морально - «оморячены». Невольно возникал вопрос – а как, в каких условиях находились моряки на парусных судах, на военных парусных кораблях. Кое-что из этой романтики мы вкусили.
Продолжение в следующей статье.