Автору этой оперы Бетховен однажды сказал: «Ни в коем случае не пытайтесь писать что-нибудь еще, кроме оперы-буффа. Любой другой стиль будет насилием над Вашей природой». 9 мая исполняется 210 лет со дня премьеры оперы Джаккино Россини «Шёлковая лестница».
Сочинение на итальянское либретто Джузеппе Мариа Фоппа по мотивам французского водевиля автор «Севильского цирюльника» создал, когда ему было всего двадцать лет. Он еще только учился творить и не боялся экспериментов.
Россини всегда славился работоспособностью. Он легко сочинял одну оперу за другой, а «Шёлковую лестницу» писал одновременно с оперой «Кир в Вавилоне». Живое, искромётное произведение- комический фарс в одном действии- композитор сочинял специально к Пасхе для венецианского театра Сан-Моизе.
Действие разворачивается в Париже. Законный муж главной главной героини по имени Джулия попадает к супруге по шелковой лестнице, которую она сбрасывает ему из окна — их замужество остаётся для окружающих тайной. Опекун, не ведая о браке, пытается выдать её за другого. В сюжете есть и любовная интрига, и недоразумения и конфузии, которые постоянно множатся с тем, чтобы в конце счастливо разрешиться.
Впервые опера была представлена зрителям 9 мая 1812 года. Премьера ознаменовалась скандалом– желая быть оригинальным, Россини использовал в качестве музыкальных инструментов фонарики, которые освещали сцену. Оркестранты должны были постукивать по ним смычками. Публика восприняла это как оскорбление.
Со временем она всё же полюбила оперу, хотя сегодня «Шёлковая лестница» ставится достаточно редко. Наибольшую популярность получила яркая увертюра — её часто исполняют как самостоятельное произведение.