Найти тему

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Понятие инновационного педагогического проекта

Существует довольно много различных трактовок понятия «проект». Во многих из них можно выделить инвариантную часть, относящуюся к иннова­ционному педагогическому проекту.

Инновационный педагогический проект предполагает ограниченную во вре­мени педагогическую деятельность, предназначенную для целенаправленных изменений в практике образования (отдельной педагогической системы или ее элементов) с установленными требованиями к качеству результатов, возмож­ными расходами, ресурсами и специфической организацией.

Результатом проектной деятельности является разрешение противоречия, проблемы или затруднения в практике образования, оформленное в виде про­дуктов деятельности.

В частности, в качестве цели может выступать развитие определенных по­зитивных свойств личности ребенка или группы детей.

Структура описания инновационного педагогического проекта

Методический паспорт проекта предназначен для характеристики проекта с точки зрения определения возможностей использования его результатов другими педагогами-инноваторами.

Пояснительная записка предназначена для более детального ознакомления с характеристиками и механизмом реализации проекта, раскрывает механизм работы педагога и детей по получению результатов проектной деятельности.

В пояснительной записке Вы показываете свой путь от замысла, через по­иски идей и решений, через графы, схемы, рисунки или чертежи к окончатель­ному проектному решению.

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

Материальное воплощение проекта (изделие, опытный образец проектов детей и воспитателей, макет или другое, а также тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др.), его описание.

Методический паспорт инновационного педагогического проекта

При оформлении методического паспорта проекта заполняются только пер­вый и второй столбец, третий столбец дан в помощь педагогу-проектировщику. Это вспомогательные вопросы, которые ориентированы на то, чтобы помочь раскрыть содержание методического паспорта проекта.

Структура Содержание Вопрос

Тема
Название проекта, отражающее лаконичную формулировку способа разрешения проблемы (или проблемной ситуации, противоречия или затруднения) в практике образования

Как называется проект?
Чему посвящен проект? В чем суть преобразований в практике?
Что предполагаете разработать?
Какой прогрессивный опыт будете создавать?
Адресация проекта.

Выявление круга возможных потребителей данного проекта. Например, проект предназначен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Кому предназначен проект?

Руководитель проекта

Ф.И.О. руководителя проекта

Кто отвечает за организацию деятельности соисполнителей и конечный результат?

Участники проекта:

А) активные

Б) пассивные

Активными участниками могут быть педагоги, дети, родители, которые осуществляют проектную деятельность.

Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, педагог по ИЗО, специалисты учреждений дополнительного образования, представители социума.

Пассивные участники -дети, родители

А) Кто осуществляет деятельность на этапе разработки, запуска, выполнения проекта с указанием выполняемых функций, раскрывающих организацию деятельности?

Б) На кого рассчитан проект? Кому предназначен проект?

Возраст учащихся

Возраст учащихся, участвующих в проекте

На какой возраст учеников рассчитан проект?

Типовые особенности проекта

• По характеру создаваемого продукта:

информационный, творческий, игровой, приключенческий и др.

• По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой.

• По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.

• По содержанию: ребенок и его семья; ученик и природа; учащийся и рукотворный мир; учащийся, общество

и его культурные ценности и др.

• По профилю знаний: монопроект и межпредметный проект.

•По характеру координации: с открытой координацией, со скрытой координацией.

•По уровню контактов: международный, региональный, муниципальный, сетевой, на уровне образовательного учреждения - ДОУ.

•По типу объекта проектирования: морфологический, социальный, экзистенциальный

К какому типу проекта в большей степени относит­ся разрабатываемый проект?

Каковы возможные особенности проекта?

Цель проекта. Мысль о будущем результате, к чему мы должны прийти с детьми в итоге работы над проектом. Например, формирование у детей эстетического отношения к при­роде, произведениям изобразительного искусства

Что должно быть изменено, чтобы устранить сущест­вующую проблему (проти­воречие или затруднение в практике образования)?

Задачи проекта

• Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение первой причины существования проблемы

• Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение второй причины существования проблемы.

• Объединяющая совокупность мероприя­тий, направленных на устранение третьей причины существования проблемы

Какие шаги необходимо сделать, чтобы получить ожидаемый результат, дос­тичь цели, решить проблему? Как можно устранить при­чины существования про­блемы?

(Количество задач опреде­ляется количеством причин, на которые может повлиять разработчик проекта)

Ресурсы проекта. Аудио-, видеосистемы, компью­тер, опорные карты, атласы, технологии и т.д.

Требования к уровню подготовленности педагогов, воспитателей, родителей

Какие требуются ресурсы для воплощения проекта?

Какое материально-техническое, учебно-методическое, кадровое и иное обеспечение требуется для успешной реализации проекта?

Пред­пола­гаемые продукты

  • Продукты деятельности педагогов: методи­ческие рекомендации, статьи, сценарии занятий, дидактические разработки, автор­ские пособия и др.
  • Продукты деятельности учащихся: создан­ные задачники, презентации, словари, ви­деоролики, сценарии, программы, мероприя­тия, рисунки, поделки, коллекции, тексты сочиненных сказок, рабочие тетради и пр.
  • Продукты деятельности других участников: выпуск газеты, изготовление костюмов, создание видеофильма, изготовление фотоальбома и пр.
  • Что будет создано педагога­ми, учениками, родителями, другими участниками про­ектной деятельности при решении задач проекта?

ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ИННОВАЦИОННОМУ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТУ

Структура пояснительной записки к инновационному педагогическому про­екту имеет несколько пунктов, часть из которых представлена в данной памят­ке. Ответы на вопросы помогут воспитателю - автору проекта отразить содер­жание пункта пояснительной записки.

Вопросы дают автору некоторые приблизительные ориентиры для обосно­вания авторской позиции. Так как проект является сугубо индивидуальным, личностно значимым для педагога, поэтому проектировщик сам выбирает вопросы из предложенных или формулирует свои и отвечает на них, раскрывая пункты пояснительной записки.

При проработке каждого пункта пояснительной записки настоящей памят­ки на рассмотрение берутся только те вопросы, которые помогают автору-разра­ботчику раскрыть и обосновать особенность своего проекта.

Проект создается, когда педагог фиксирует для себя проблемную ситуацию, проблему, противоречие или затруднение в практике образования (в данном случае мы целенаправленно не разводим эти понятия). Найденный педагогом способ устранения проблемы и отражается в проекте.

Педагогические проекты не есть самоценность. Для того чтобы иннова­ционный проект жил, давал эффективные результаты, его должны принимать педагоги, ученики, родители, педагогическая общественность, а это значит, важ­но суметь в устном и письменном виде обосновать перед участниками образо­вательного пространства свои идеи, выделить основные аспекты опыта, пока­зать его привлекательность и результативность, представив их в тексте проекта.

Для пояснительной записки к проекту мы предлагаем несколько логических шагов.

I. Проблемная ситуация, противоречие, проблема или затруднение

Первая группа вопросов определяет актуальность педагогического проек­та. Здесь педагогу желательно ответить на вопрос, что не устраивает его в обра­зовательном пространстве в целом, в учебном или воспитательном процессе в СОШ, какие особенности в состоянии детей, учащихся его волнуют больше всего.

Педагогу важно определить, почему он решил создать свой педагогический проект, на разрешение какого конкретного противоречия, про­блемы или затруднения в практике направлен проект.

Какие и чьи потребности будут удовлетворяться этим проектом?

Кто потенциальные потребители проекта (возраст, пол, социальное положе­ние, образ жизни, уровень материального состояния, уровень культуры и др.)?

II. Идея, подход, авторская позиция педагога-проектировщика

Вторая группа вопросов с разных сторон характеризует авторскую пози­цию. В ней объединены ответы на вопросы: какая идея положена в основу педа­гогического проекта? Как будет реализовываться идея? В чем состоят автор­ская точка зрения, авторский подход или замысел? За счет чего разработчик проекта хочет добиться успеха?

Чем более конкретно педагог ответил на вопрос, что не устраивает его в пространстве образовательного учреждения, тем плодотворнее будет второй этап, связанный с поиском ведущей идеи, авторского подхода, формулирова­нием авторской точки зрения. Ключевой вопрос этого этапа: что предлагает педагог как автор проекта для решения выделенной им проблемы?

Педагог должен написать и о том, какого результата в своей деятельности он хочет достичь. При написании этого могут помочь сформулированные в пас­порте цель и задачи проекта.

Напомним, что педагогическая задача может быть представлена как зада­ние, формулируемое педагогом и направленное на развитие определенных по­зитивных свойств личности ученика или группы детей. Задачи подразделяются на собственно педагогические и функционально-педагогические.

Собственно педагогические задачи (СПЗ) связаны непосредственно с изме­нением личности ребенка, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости, например, рас­ширении представлений о чем-либо, приобретении положительного опыта проект­ной деятельности, влияющей на развитие определенных компетенций лич­ности ребенка.

Функционально-педагогические задачи (СПЗ) связаны с выбором или раз­работкой форм, методов и средств реализации собственно педагогических задач (СПЗ). Например, средством для развития мелкой моторики рук являют­ся «пальчиковые» игры. Сказкотерапия как форма организации деятельности детей может повлиять на уменьшение агрессивности отдельных детей. Напри­мер, в старшей школе элективные курсы могут быть средством развития деятельностных компетенций учащихся.

Важно ответить и на вопрос: в чем состоит прогнозируемый результат от внедрения его проекта? Какую образовательную цель педагог-проектировщик намерен получить в процессе выполнения проекта? Какие изменения в детях, учащихся, студентах могут произойти в результате проектной деятельности, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эф­фективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «прираще­нии» личностных качеств обучаемых?

Напомним, что при описании прогнозируемого образовательного результа­та желательно выделить разные стороны развития личности ученика: его эмоцио­нальной сферы, когнитивной деятельности, определить своеобразные «ступеньки» личностного роста.

Определив «ступеньки роста» учащихся, можно переходить к следующему -показать то, как будет проходить деятельность ребенка, в какой последователь­ности, за счет чего будет осуществляться его мотивация? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации деятельности учащихся помогут педаго­гу достичь поставленной цели? Какие идеи есть у педагога?

III. Новизна позиции педагога, осуществляющего разработку иннова­ционного проекта

Следующую третью группу составляют вопросы, характеризующие новиз­ну позиции педагога. Главное в данном случае - раскрыть, в чем конкретно состоит оригинальность, особенность проектной разработки автора.

Какие в процессе реализации проекта внедряются новые идеи, методы, способы, приемы, техники, технологии?

Желательно сравнить с существующими традиционными и другими разра­ботками коллег-педагогов по схожей проблематике. При сравнении важно вы­делить то, что педагог, осуществляющий инновационный проект, привносит отличающего его идею или подход от традиционного подхода, от подходов других разработчиков.

По сути, педагогу желательно описать свой вклад в решение определенной им на первом этапе проблемной ситуации, проблемы, противоречия или затруднения.

Немаловажным моментом является соотнесенность проектной деятельнос­ти с программой развития образовательного учреждения или образовательной программой, с рекомендуемыми педагогическими технологиями для наиболее эффективного достижения цели программы развития ОУ.

IV. Условия реализации

После того как раскрыта новизна позиции педагога-проектировщика, мож­но переходить к последней группе вопросов, т.е. выделить условия реализации проекта, определить требуемые ресурсы.

Как известно, обязательным условием при формировании учебного плана является соблюдение допустимой нагрузки. Для этого в учебном плане и пояс­нительной записке указывается количество занятий в инвариантной и вариа­тивной части, время, отведенное для перерыва между занятиями.

На данном этапе важно раскрыть границы применения проекта. Педагог-автор отвечает на типовые вопросы: какие особые условия необходимы для достижения прогнозируемого результата? Какие требуются ресурсы? Требует­ся ли дополнительная материально-техническая база и, если да, то какая имен­но? Какая помощь необходима со стороны администрации ОУ, представителей науки, родителей, чтобы эффективно работать в рамках данного проекта? Тре­бует ли работа по созданию научно-методических материалов, сопровождаю­щих проектную деятельность, и каких именно?

Требуется ли особая дополнительная подготовка родителей, педагогов для работы в рамках данного проекта?

Существуют ли риски, возможные потери при осуществлении проектной деятельности и каковы могут быть способы компенсации при их устранении? Какие могут существовать препятствия в достижении цели (те события или явления, которые не зависят от педагога, и могут помешать достижению цели)? Как можно устранить эти препятствия?

Какими ресурсами и возможностями располагает проектировщик? Какие идеи и предложения в конкретных условиях ОУ могут оказаться наиболее подходящи­ми? Какие дополнительные ресурсы нужны для проекта? Каковы требования к на­учным исследованиям и разработкам для успешной реализации проекта?

Какой уровень кооперации предполагается в ходе работы над проек­том? Какой квалификацией должны обладать работники при освоении ими про­ектных предложений?

Каковы основные расходы в связи с реализацией настоящего проекта?

Если продукт проектной деятельности будет представляться на рынке, то, как это будет осуществлять PR, рекламу и другую необходимую деятельность? Планируется ли организовать сбыт, продажу и как?

Завершается пояснительная записка содержанием проекта (оглавлением), списком использованной литературы.

Содержание проекта

Возможны различные варианты описания содержания проекта, во многом это зависит от того, куда и с какой целью представляется проект. В одном случае проект может представляться для прохождения педагогом аттестации, в другом случае - для получения экспертной оценки с целью распространения опыта, в третьем - для получения гранта. Все это влияет на полноту описания компонентов содержания проекта.

Выделим минимальную инвариантную часть описания содержания проек­та, обязательную для любого проекта. При раскрытии содержания проекта мож­но ориентироваться на пояснительную записку к проекту, раскрыв ее компо­ненты более детально, а главное, технологично. Желательно дать описание технологий, используемых для решения поставленных целей и задач проекта. Очень важным является ответ на вопрос, каков механизм выполнения проекта? Хотелось бы отразить, чтобы было представлено в виде схемы, как строится взаимодействие с детьми, педагогами, родителями, социумом и кратко описать ее. Более детально представляется описание этапов проектной деятельности с распределением функций и содержания деятельности субъектов - активных участников проекта.

Материальное воплощение проекта: изделие, опытный образец проектов учащихся и педагогов, презентация, портфолио проекта, макет или другое, а также тексты, рисунки, фотографии, видеофильмы и др., их описание.

V. Рефлексия выполнения проекта

Нижеприведенные вопросы обычно предназначаются для личностного раз­вития педагога и поэтому они не входят как обязательные в описание проекта. Обращены они к внутреннему «Я» педагога и помогают ему раскрыть получен­ные им и учениками субъектные приращения в развитии.

Что больше всего Вам понравилось в работе над проектом? Что бы Вы хоте­ли улучшить, если бы работу над проектом Вы бы начали заново? Есть ли недо­статки в проекте, которые бы Вы хотели исправить?

Приобрели бы Вы сами полученное в ходе проектной деятельности и пред­лагаемое на образовательный рынок изделие? Воспользовались бы своим предложением?

Хотели бы Вы, чтобы потребители знали автора?

Структура методического проекта

I. Обоснование актуальности проекта и его новизны.

II. Цель проекта.

III. Задачи проекта.

IV. Ожидаемые результаты проекта.

V. Содержание проекта

VI. Ресурсы.

VII. Этапы проекта.

VIII. Перспективы развития проекта.

Приложение

Примечание:

1. В I разделе необходимо указать проблемы, которые будут решены в ходе выполнения проекта.

2. Во II разделе – одна краткая цель.

3. В III разделе – основные задачи (3-4), решаемые в ходе проекта.

4. В IV разделе – четка, по пунктам указать ожидаемые результаты от внедрения проекта.

5. V раздел проекта может включать:

  • нормативно-правовые документы;
  • механизм реализации внедрения проекта;
  • распределение функциональных обязанностей;
  • связи взаимодействия с администрацией, педагогами, другими образовательными учреждениями;
  • описание хода работы;
  • участников проекта;
  • какие образовательные области, предметы охватывает проект.

6. В VI разделе указать условия осуществления проекта, имеющиеся ресурсы (кадровые, материально-технические, научно-методические, организационные, информационные и т. д.).

7. В VII разделе помимо этапов, можно указать продолжительность реализации проекта.

8. В VIIIразделе обозначить перспективы дальнейшего развития проекта, возможности распространений его опыта.

План-проспект методического проекта педагога _____________________________________ 20__г.

Предварительно основные позиции сформулированы мною следующим образом:

Тема _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Актуальность _____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Цель _____________________________________________________________

Задачи ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Предметный раздел ________________________________________________

Участники проекта________________________________________________

Ожидаемые результаты____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взаимодействие в рамках проекта с …_______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________