Найти тему
RYBAKOV PLAYSCHOOL

Компоненты успеха ребенка. Часть 1: САМОРЕГУЛЯЦИЯ (расшифровка видео)

Оглавление

Давайте разберемся, из каких компонентов состоит успех ребенка?

Отечественные ученые выявили, что есть 3 группы универсальных способностей, которые на это влияют: регуляторные способности — саморегуляция, коммуникативные способности и познавательные способности. Именно эти способности определяют, будет ли потом человек инициативен.

Над остальными способностями надстраивается инициативность. Она является своеобразной верхушкой. Если хотя бы одна из трех базовых способностей даст сбой, то и с инициативностью у человека тоже впоследствии будут проблемы.

Первый блок универсальных способностей это саморегуляция

Что же это такое? По сути, это умение управлять собой. Саморегуляция содержит два больших компонента:

  • позитивное отношение к себе и к тому, что я делаю
  • умение планировать, выстраивать собственную деятельность.

Как определить в дошкольном возрасте всё ли хорошо у ребёнка с саморегуляцией?

  • Если к шести годам ребёнок с удовольствием демонстрирует любой продукт собственной деятельности и понимает, что что-то он сделал хорошо, а что там можно доделать — это классно!
  • Если он умеет по этапам, по действиям планировать то, что замыслил — это здорово.
  • Если он понимает, что то, что он замыслил, не получилось или получилось не так — тоже отлично. Ведь это тоже компонент саморегуляции.

А как же увидеть, что нужно искать другие инструменты для развития саморегуляции? Как же понимать, что что-то пошло не так?

  • Если ребёнок стесняется показывать то, что он сделал сам.
  • Если он всегда недоволен тем, что он делал и даже боится начать — с саморегуляцией что-то не так.
  • Если он поступает каким-то образом и потом не может объяснить, почему так получилось — на это тоже нужно обратить внимание.

Или если он неспособен контролировать свое поведение к шести годам и вы видите, что он чаще просто беспорядочно бегает, не может объяснить, зачем он это делает, не может выбрать деятельность себе по душе, не может найти аргументов почему то или иное занятие ему нравится или не нравится — значит, тоже нужно искать другие инструменты для развития саморегуляции.

Но иногда «побеситься» — это тоже хорошо 😅
Но иногда «побеситься» — это тоже хорошо 😅

Доминирующая позиция взрослого, а очень влияет на развитие саморегуляции. Почему? Если мы изначально решаем за ребёнка, что ему нужно сделать — мы его регулируем. У него нет возможности регулировать себя. На самом деле очень легко отличить послушных детей и детей, у которых развита произвольность поведения. Послушные дети всегда подчиняются взрослому, ориентируются на его мнение. И если такой взрослый вдруг выпадает из их поля зрения, то правила они не соблюдают.

У детей же, у которых саморегуляция находится в стадии развития, у детей, которые пребывают в таких условиях, когда взрослые делают на этом акцент всё по-другому. Даже если взрослый отвернётся, ребёнок будет способен проговорить правило. Ребёнок будет обращать на него внимание. Может быть, в силу возраста, он ещё не всегда будет способен полностью его соблюдать, но он очень будет чётко понимать, что правила это то, что регулирует жизнь, в том числе и его, Правила — это то, что можно самому предлагать и то, что можно обсуждать с другими.

Что же мы делаем детских садах RYBAKOV PLAYSCHOOL для того, чтобы создать условия для развития саморегуляции?

На самом деле очень многое.

Вместе с детьми мы начинаем день с того, что планируем его. Каждый этап дня мы записываем на бумаге. Для чего? Для Того чтобы ребенок имел возможность опираться на этот план, имел возможность посмотреть, что уже осуществилось, а что ещё только предстоит. День — это общее понятие. Мы помогаем ему день разбить на действия. Это основа планирования.

Что мы делаем ещё? Мы проводим разные технологии, которые позволяют ребёнку сделать выбор. Например, у нас есть колесо выбора.

Колесо выбора с шестью секторами для выбора, чем заняться
Колесо выбора с шестью секторами для выбора, чем заняться

Запуская колесо выбора, педагог предлагает ребенку выбрать ту самую деятельность, которая сегодня интересна. Выбирая деятельность, ребенок аргументирует почему он будет этим заниматься и что он хочет получить в итоге. Соответственно, мы учим ребенка ставить цель.

Цель — это необходимый компонент саморегуляции. Вместе на утреннем круге мы с детьми обсуждаем то, что происходит в группах. Мы разрабатываем правила. Правила и следование правилам — тоже компонент саморегуляции. Правила живут в группах детей. В каждой группе они разные, и очень важно, чтобы эти правила не предлагал педагог. Очень важно, чтобы правила рождались из каких-то проблемных ситуаций и предлагались одними детьми.

Утренний круг для планирования занятий на день.
Утренний круг для планирования занятий на день.

Что же делать родителям дома, чтобы создавать условия для развития регуляторных способностей?

Всё то же самое. Нужно вместе планировать день. Нужно вместе по действиям делить какое-то большое дело. Ну, например: «Мы с тобой варим суп. Нам с тобой потребуется...» Поэтому суп —будет у нас целью, а вот те действия, которые мы будем совершать —достанем морковку, разрежем её на части, поставим воду для того, чтоб она нагревалась, положим морковку, воду — вот эти самые действия будут составляющими нашего плана.

Очень важно потом с ребенком обсудить, что получилось, что не получилось. И это тоже потом будет основой развития регуляторных способность.

_______________________

Рассказала Вероника Кузьмина, тренер программы ПРОДЕТЕЙ, методолог детских садов RYBAKOV PLAYSCHOOL

Другие материалы про универсальные способности ребенка:

  • Коммуникативные способности ребенка: как научить детей понимать друг друга и что делать взрослому, когда дети ссорятся.
  • Лучшая ситуация развития для ребенка — это не очень умный взрослый. Рассказываем, как развить познавательные способности

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему детского развития!