«Чапаев от авиации» – так прозвали Якова Смушкевича в Красной Армии. Он летал, будучи молодым летчиком, но и в звании генерал-лейтенанта тоже постоянно поднимался в небо.
Другие летчики, боевые командиры Красной Армии, высшие военные чины – все говорили о нем, как о смелом человеке, обладающем замечательными организаторскими способностями, и бесконечно преданном члене коммунистической партии. Смушкевич был вторым человеком в Советском Союзе, который стал дважды его Героем.
Начало карьеры
Родные Смушкевича были евреями, год его рождения 1902. В пору его юности в стране уже вовсю шла гражданская, и Яков, не раздумывая, встал на сторону «красных». Вскоре он уже служил в Красной Армии в должности комиссара.
Ему поручили заняться партийной организацией авиационной эскадрильи. Там Смушкевич и обучался летному делу. А в летную школу он поступил уже позже. После этого 201-я авиабригада перешла под его командование.
Это было уже время, когда советские летчики добровольцами отправлялись воевать в Испанию. Яков Смушкевич был в их рядах. Пилоты из СССР, принявшие участие в обороне Испании, имели псевдонимы, чтобы не светить свои имена. Смушкевич там назывался генерал Дуглас.
Он занимал уже одну из высших должностей в республиканских военно-воздушных силах, но летать не прекратил, за что и получил прозвище «авиационный Чапаев». При этом еще и лично разрабатывал боевые операции, многие из которых закончились успехом.
Катастрофа и достижения
Из Испании советские пилоты вернулись в 1937-м. Якову Смушкевичу тут же присвоено звание – Герой Советского Союза. Его отправили в Академию, где все командиры проходили курсы, и по окончании их Яков Владимирович перешел на работу в управление ВВС, где вступил в должность заместителя его начальника.
Не перестал летать он и тогда. Один из вылетов закончился катастрофой. Смушкевич получил многочисленные травмы, но главное – у него ноги до самых бедер были изломаны на мелкие кусочки.
Он восстановился, и хотя с ногами мучился всю оставшуюся жизнь, вновь поднимался в небо снова и снова. В 1939 начался конфликт на Халхин-Голе, и всей авиацией в нем командовал именно Смушкевич.
Сам маршал Победы Георгий Жуков хвалил летчика, его преданность делу коммунизма, и отличные организаторские способности. Осенью того же года Яков стал дважды Героем Советского Союза.
Обвинения и казнь
На 1940 год приходится пик карьеры Смушкевича. Ему присвоили генерал-лейтенанта, и назначили командующим всей военной авиацией СССР. Но у него в подчиненных был такой генерал – Сбытов. Когда в штаб прибыл Василий Сталин, он обратился к нему с жалобой на Смушкевича.
Якобы моторы М-63 никуда не годятся, и Сбытов неоднократно докладывал об этом командующему ВВС. Но тот никак на доклады не реагирует, поэтому генерал попросил сына Вождя передать его докладную записку непосредственно Сталину.
В скором времени Смушкевича взяли под арест. Командующий много раз лежал в больнице, потому что ранение в ноги его беспокоило постоянно. Его арестовали прямо в палате, где он лежал. Человека в больничном халате и на носилках доставили в тюрьму.
Суд был скорым. Смушкевич был приговорен к расстрелу за то, что якобы, находясь в Испании, он сотрудничал с врагом. А до этого был контрреволюционером, и организатором заговора. На расстрел его тоже отнесли на носилках. В 1954-м году с делом Смушкевича, наконец-то, разобрались, и его реабилитировали.
Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ?, чтобы не пропускать новые статьи.