Найти тему
Валерий Грачиков

Нашел в Москве памятник русскому Ришелье, делавшему все ради её возвышения

Рядом с Кремлем на Боровицкой площади несколько лет назад поставили памятник князю Владимиру, совершенно непонятно зачем и с какого перепугу, так как связать этого князя с Москвой может, наверное, только господин Мединский. Зато памятник другому весьма занятному человеку, который как раз имел к возвышению Москвы самое прямое отношение, потому что положил на это всю свою бурную жизнь, зачем-то спрятали не в самое известное место, хоть и тоже в центре столицы.

Поэтому, если вы хотите посмотреть на памятник русскому Ришелье – митрополиту Алексию, который в далеком XIV веке в сложный момент вывел корабль московской государственности из бури на чистую воду экспансии и последующего безудержного расширения огромной страны, то вам надо идти к Зачатьевскому монастырю, расположенному рядом с Остоженкой. Именно там почему-то влепили памятник Алексию, хотя он к этому монастырю не имел вообще никакого отношения. Но памятники у нас ставят по каким-то странным логическим, историческим и краеведческим связям, поэтому не стоит удивляться, просто знайте, что памятник человеку, который не останавливался ни перед чем, лишь бы возвысить Москву, стоит не так далеко от храма Христа Спасителя.

Все оправдания поступков митрополита Алексия во главе митрополии и Московского княжества (если называть вещи своими именами – то именно Алексий, вернувшись из литовского плена, стоял во главе государства несколько лет, пока не повзрослел князь Дмитрий Иванович и не стал рваться править сам), давным давно написаны Дмитрием Балашовым. Лучше него никто уже, наверное, не объяснит, почему то, что церковный иерарх может нарушить крестоцеловальную клятву – правильно.

Также Дмитрий Михайлович в своих книгах доходчиво объяснил:

✅Почему правильно «затворить церкви» в городе, который вздумал не подчиняться воле великого князя – то есть воле Алексия, так как князь пока еще мальчишка.

✅Почему можно делать однозначный выбор в пользу паствы в одном из государств, хотя формально ты – церковный глава огромной территории, на которой на тот момент шел постоянный конфликт между двумя основными противниками и еще кучей мелких.

✅Почему можно целенаправленно добиваться льгот по налогообложению только для подчиненной тебе структуры и при этом всеми силами и средствами способствовать выбиванию налогов со всех остальных.

-2

Конечно, есть такое понятие – государственная необходимость. Вот только тогда, в XIV веке она была совсем не так однозначна и понятна. И почему, например, Нижний Новгород, входивший в совершенно другое – суздальско-нижегородское княжество, должен был принять себе князем того, кого захотел митрополит и великий князь владимирский – тогда было далеко не так понятно. Объяснили «затворив церкви» - то есть, наложив отлучение.

Вообще, митрополит Алексий запросто использовал силу церковного отлучения для усиления московского влияния. Равно как и свою дружбу и хорошие связи в Орде, особенно усилившиеся, после того, как он или приехавшие с ним лекари излечили ханшу Тайдуллу.

После этого, он вообще, наверное, думал, что может все – даже наплевать на собственную клятву и арестовать врага Москвы – тверского князя Михаила, поверившего клятве митрополита и приехавшего в Москву. Даже татары от такого обалдели и настоятельно попросили тверского князя отпустить целым и невредимым.

В общем, как вы понимаете, Алексий не останавливался не перед чем, добиваясь

а) усиления Москвы

б)подчинения князей митрополитам, то есть светской власти – духовной.

Москву ему усилить на самом деле удалось. И потому что духовная власть тогда значила очень много. И потому что обстановка сложилась в его пользу. А вот в плане духовной власти получилось не очень. Постоянная игра исключительно на московской стороне привела к разделению митрополии. Впрочем, она порой разделялась и до этого и совсем разделилась в дальнейшем – но именно при Алексии конфликт начал заходить слишком далеко и в Великом княжестве Литовском стали настойчиво добиваться появления своего митрополита.

-3

Да и с наследниками получилось не очень. Алексий был первым истинно московским митрополитом. Но даже с преемником у него не получилось. По хорошему во главе церкви должен был стать Сергий Радонежский – вот уж кто на самом деле был образцом безгрешной жизни в те бесконечно жестокие времена. А в итоге послали в Константинополь Митяя. Потому что так захотел молодой, но набиравший силу князь Дмитрий Иванович. Правда, Митяй в итоге так митрополитом и не стал. Но самое важное во всем этом то, что русскому Ришелье, так старательно усиливавшему Москву, в итоге не удалось найти себе преемника. Не получилось. В отличие от его французского последователя, который как раз вполне удачно выдвинул Мазарини.

Сложный был человек митрополит Алексий. Но в итоге построенный им фундамент московской государственности привел его ученика на Куликово поле. А потом, через много лет, позволил небольшому княжеству превратиться в огромную страну, в лучшие годы занимавшую шестую часть всей земной суши.

А памятник митрополиту Алексию поставили очень хороший. Он получился какой-то такой уютный, в сочетании с видом Зачатьевского монастыря. Будете проходить мимо, зайдите, потратьте пять минут.

---------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.