Дорогие друзья, спешим вас обрадовать – в сети доступна дублированная на русский язык по своему легендарная кинолента 1970 года «Ода якудзе». Поначалу обратимся к формальной стороне дела, а именно, чем же собственно этот фильм так примечателен?
Дело в том, что главную роль в нём сыграл легенда японского кино, актер Синтаро Кацу, более известный широкой публике образом слепого фехтовальщика (а попутно и мастера лечебного массажа) по имени Затойчи. Этому образу Кацу посвятил почти три десятилетия своей не самой длинной жизни (он умер в возрасте 65 лет).
На этот раз он предстает в облике жесткого бандита Минору, который, не задавая лишних вопросов, любыми средствами готов отстаивать интересы своего клана. Это был не первый случай, когда режиссер Ясудзо Масумура предлагал ему криминальный образ. В качестве иного примера можно привести более раннюю ленту, фильм 1965 года «Солдат-якудза».
Масумура вообще любил экспериментировать с жанровыми составляющими. В частности, в упомянутом выше проекте он совместил элементы военных приключений и криминального фильма. Хотя, наверное, самой примечательной была кинокартина «Загнанный волк» (1960), в которой главная роль была предложена «мятежному писателю» Юкио Мисима.
«Ода якузде» также является своего рода жанровым симбиозом, а потому в некоторых аннотациях вы сможете обнаружить пометку «мелодрама». В данном случае подразумевается второе сюжетное направление, связанное с юной сестрой бандита.
Некоторые из критиков категорически неверно оценили отношения брата и сестры, предпочтя их трактовать в стиле триллера «Банни Лейк исчезает» (1965), с которого в кино пошла «сомнительная мода», на некие кровосмесительные намеки. Подобные были сделаны и в отношении Минору и Акане.
Хотя на самом деле в данном варианте речь идет действительно о гиперопеке, которая продиктована искренней заботой о сестре, хотя, как и всё в эпизоде с данным бандитом, любые чувства приобретают тёмный гипертрофированный характер. Если и сравнивать подобные отношения, то лучше упомянуть «Лицо со шрамом» (как оригинал, так и ремейк), в коем попечение брата о сестре делает ту безгранично несчастной.
Именно подобное мы можем наблюдать в этой истории: Акане готова на всё, что угодно, лишь бы избавиться от опеки брата. А тот прекрасно знает особенности «простого мира», а потому не хочет отпускать свою сестру, так как та может стать жертвой всякого рода проходимцев и нечистых на руку людей.
Он мечтает, чтобы девушка поступила в университет, поучила образование и нашла хорошую работу. Сам он в свое время был лишен подобной возможности, так как на пути ему встретились «не те люди». Этот якудза не идеализирует свое криминальное призвание, хотя и не тяготится им. Он живет конкретным днем, не задумываясь о будущем.
В некоторых моментах он выглядит почти комедийно: грузный персонаж, расхаживающий по улицам города в пиджаке и сланцах. Впрочем, это не мешает ему устраивать кровавые драки и жестокие разборки, а потому за ироничными чертами угадываются элементы трагического героя. Почти что звучащего в стиле русской классики – «лишний человек». А потому едва ли можно надеяться, что Минору ожидает спокойная старость. Единственное, что он может в этой жизни - это помочь выбраться сестре за её пределы