Вопрос.
,,Наверное, это ок, если у человека цель Тхеравадинская, а методы ему подошли Махаяновские, допустим. Или смесь...ведь, в основе - учение Будды...
Один Бханте (Тхеравада) говорил, что тем, кто давал в прошлом клятвы Бодхисаттвы, снятся часто сны, как они заходят в рот или нос Будды - что-то такое и это может быть препятствием в практике Тхеравады. Поэтому хорошо бы это узнать и клятву назад вернуть...и люди находились с такими снами реально..."
Ответ.
Я тут уже писала про своё отношение к ,,смеси". Я убеждена, что смесь подходит только в начале Пути, пока человек не определился. Чтобы получить результат, нужно следовать учению по всем правилам. Правилам своей конкретной традиции.
В учениях будд нет ни капли случайного. Каждая деталь встраивается в один слаженный механизм, в котором тебя обрабатывают, шлифуют и выбрасывают на конвейер в готовом, обработанном, просветленном виде. Заменишь винтик - получится брак.
Будды абсолютно совершенны, всё знают, всё предусмотрели. Воззрение должно полностью сходиться с практикой. Тогда Путь сработает.
Тхеравада и Ваджраяна слишком разные. Меня в своё время одолели последователи Тхеравады, уверяя,что Ваджраяна это, вообще, не буддизм.
Я знаю, что источник - один. Я это знаю из своего источника мудрости и от реализованных Лам.
Но если рассматривать эти традиции концептуально, то разница, действительно, огромная.
Насчёт ,,вернуть клятвы бодхисаттвы". Если сознание человека созрело до восприятия воззрения Ваджраяны, то ему может стать тесновато в Тхераваде.
Согласно воззрению Тхеравады, мир не иллюзорен, он состоит из мельчайших частиц. Поэтому там нет того простора и пустоты, как в Ваджраяне.
Это как ядерная и квантовая физики. Квантовая - это уже полёт.
Я очень много в начале пути делала практик Тхеравады, ездила на семинары тхеравадинских учителей. Прекрасно знаю то чувство наслаждения, когда отслеживаешь, как поднимается твоя пятка от земли, опускается, и снова поднимается...Ты открываешь для себя совсем новый мир, в котором ты не несешься безумно в тумане своего мысленного потока. В твоей жизни появляется свет, смысл, цель. Это видится абсолютно достаточным.
А дальше ты вдруг оказываешься в Ваджраяне.... Почему? - по причине связей из прошлых жизней. Если прежде была завязана связь с Гуру, то так или иначе она проявится .
И вот ты уже читаешь мантры... Поэтому я не верю в ,,возврат обетов бодхисаттвы".
Говорят, что достигшие нирваны тхеравадины потом всё равно становятся бодхисаттвами.
Думаю, Вы сейчас рассердитесь (исходя из опыта). Я спорить на эту тему не буду, заранее предупреждаю🙂