У меня есть успешные клиентские «династии». Мамы передают меня, обвязанную ленточкой, дочкам, дочки - мамам. Есть даже три поколения.
Но это скорее исключение, чем правило. Не потому что есть какие-то возрастные ограничения, а потому что сама потребность помочь маме со стилем (читай жизнью) обычно свидетельствует о не здоровых созависимых отношениях.
Немного захожу на чужую территорию, но термин «созависимые отношения» стал популярен и понятен.
Позиция, из которой я работаю: стиль - никогда не про стиль, и почти всегда про внутренние сложности.
Так любой клиентский запрос говорит о потребности клиента гораздо больше, чем сама формулировка. Работа начинается с выяснения того, что стоит за формулировкой клиента. Уж тем более это важно в запросе про маму.
Я хочу, чтобы мама была красивая.
Она еще не старая и может выглядеть гораздо лучше.
Я хочу, чтобы она еще раз вышла замуж…
Все это - формы «причинения добра», которые к добру не ведут, и так себе добром мотивированы.
Пока мама не говорит: «детка, познакомь меня с кем-нибудь, я люблю парней помоложе», по-моему не стоит туда лезть.
Мама - взрослый дееспособный человек, и быть старомодной, одинокой, несчастной - ее личное священное право. Равно как и яркой, стильной и счастливой. Ее право.
И нарушать ее границы - куда большее обесценивание и унижение этой взрослой женщины, чем признание этого права. Пока она вас сама не спросила, что не так с внешностью и жизнью, и как это исправить.
Мне моя дочка дает много советов, кидает блоггеров, музыкантов, танцевальных терапевтов, которые как ей кажется, мне нужны. Потому что я просила ее об этом. И не кидает на темы, о которых я не просила. Я до недавнего времени несколько нарушала ее границы, и мне пора помнить, что ей уже скоро 20. Не мое дело.
По моим впечатлениям, дочери «причиняющие добро», неосознанно разыгрывают такие сценарии.
Или мстят мамам за попытку вмешиваться в их взрослую жизнь.
Или не могут вырасти и отделиться от мамы.
Или стремятся доказать маме, что они выросли и крутые (это кстати, мой случай, и откровенно детская потребность).
В любом случае, я уверена, что в подавляющем большинстве запросов есть подтекст: «если бы ты, мама, была другой, я была бы более реализованной и счастливой. Давай попробуем изменить ситуацию сейчас?» Очень хорошо это понимаю!
Увы, не выйдет. Все взрослые. Отвечают за себя. Счастливы могут быть только сами.
Так что самое разумное, когда у клиентки возникает желание помочь маме, это пойти на консультацию и обсудить, какой опоры на себя не хватает, и как выглядит это в ее стиле. Найти опору, и способ ее визуального выражения.
Как говорится, лучшее, что мы можем сделать для своих близких - быть счастливыми.
Иллюстрирую с благодарностью фотографиями гениального проекта Анны Радченко «Обратная сторона материнской любви». Разрешения не спрашивала, но они гуляют в свободном доступе.