В 1945 году США первыми испытали атомную бомбу, но отказались делиться технологией с другими странами, в том числе Англией. Лондону потребовалось 7 лет, чтобы создать свою ядерную бомбу в октябре 1952 года. Однако, уже в ноябре 1952 года США успешно провели испытания первой в мире водородной бомбы. А когда в августе 1953 года термоядерную бомбу создали и в СССР, то Британия вынуждена была включиться в гонку и запустить собственную программу по созданию водородной бомбы в 1954 году. Прошло 2 года, но английские ученые продолжали терпеть неудачи...
В 1949 году британские инженеры впервые создали самолёт на реактивной тяге. Коммерческое использование de Havilland Comet началось в 1952 году. Однако, только за 1953-1954 годы три Кометы взорвались в воздухе. Из-за указанных авиакатастроф использование британского реактивного самолёта было приостановлено. При этом, СССР в 1955 году ввёл в эксплуатацию Ту-104, второй в мире пассажирский самолёт на реактивной тяге. Советская конструкция была совершеннее английской, в связи с чем на протяжении 1956-1958 годах Ту-104 являлся единственный реактивным самолётом в мире...
В 1954 году советский морской флот начал массово вводить в эксплуатацию легкие артиллерийские крейсера типа Свердлов, по слухам значительно превосходящие британские корабли. Это вызвало беспокойство в британском адмиралтействе, которое поставило задачу спроектировать корабли, не уступающие советским...
На помощь английским инженерам неожиданно пришёл Никита Сергеевич Хрущев. В апреле 1956 года состоялся первый в истории СССР визит советского лидера в страну-участника НАТО. Выбор почему-то пал на Англию. Мало того, что Никита Сергеевич приплыл на встречу на легком артиллерийском крейсере "Орджоникидзе" (проекта типа Свердлов), пришвартовавшись в Портсмуте, главной базе военно-морского флота Великобритании. Так ещё взял с собой изобретателя атомной и водородной бомбы Игоря Курчатова и конструктора Ту-104 Андрея Туполева.
Визит Никиты Хрущёва поразил Запад. Ежедневно в Лондон прилетали разные Ту-104 для доставки писем советскому лидеру. В британских газетах заявили, что русские перекрашивают номера на своем опытном образце. В ответ на это Туполев приказал отправить в Лондон сразу три борта. Согласно Daily Mail 1956 года: «Гражданские и военные эксперты, собравшиеся посмотреть на Ту-104, потрясенные, долго молчали». Англичанам были интересны и советские корабли, о чём свидетельствует скандал вокруг погибшего военного водолаза Лайонела Крэбба. По распространенной версии команда корабля "Орджоникидзе" заметила, что кто-то обследует винты советского крейсера и включила двигатель. При этом, вместе с Хрущевым на "Орджоникидзе"несколько дней плыл британский военный атташе (Никита Сергеевич позднее оправдывался, что напоил его, чтобы тот не шпионил).
Результаты поездки впечатляют. Во-первых, уже в 1957 году англичане успешно испытали водородную бомбу. Во-вторых, в 1957 году британский проект легких артиллерийских крейсеров "Тайгер", замороженный ещё с 1947 года, наконец-то был завершен. В-третьих, в 1958 году английский реактивный самолет Комета был усовершенствован до Комета-4 и снова запущен в коммерческое использование.
Следует отметить, что визит в Англию - не единственная афера Хрущева в интересах англичан. В следующих выпусках мы расскажем, кому был выгоден реализуемый Никитой Сергеевичем план разрыва отношений с Китаем и Албанией, а также дружба с пробританской Югославией и Карибский кризис.