Найти тему
Загадки науки

Самая гениальная афера Хрущева. Визит в Англию 1956 года

В 1945 году США первыми испытали атомную бомбу, но отказались делиться технологией с другими странами, в том числе Англией. Лондону потребовалось 7 лет, чтобы создать свою ядерную бомбу в октябре 1952 года. Однако, уже в ноябре 1952 года США успешно провели испытания первой в мире водородной бомбы. А когда в августе 1953 года термоядерную бомбу создали и в СССР, то Британия вынуждена была включиться в гонку и запустить собственную программу по созданию водородной бомбы в 1954 году. Прошло 2 года, но английские ученые продолжали терпеть неудачи...

В 1949 году британские инженеры впервые создали самолёт на реактивной тяге. Коммерческое использование de Havilland Comet началось в 1952 году. Однако, только за 1953-1954 годы три Кометы взорвались в воздухе. Из-за указанных авиакатастроф использование британского реактивного самолёта было приостановлено. При этом, СССР в 1955 году ввёл в эксплуатацию Ту-104, второй в мире пассажирский самолёт на реактивной тяге. Советская конструкция была совершеннее английской, в связи с чем на протяжении 1956-1958 годах Ту-104 являлся единственный реактивным самолётом в мире...

Второй в мире реактивный самолет Ту-104
Второй в мире реактивный самолет Ту-104

В 1954 году советский морской флот начал массово вводить в эксплуатацию легкие артиллерийские крейсера типа Свердлов, по слухам значительно превосходящие британские корабли. Это вызвало беспокойство в британском адмиралтействе, которое поставило задачу спроектировать корабли, не уступающие советским...

На помощь английским инженерам неожиданно пришёл Никита Сергеевич Хрущев. В апреле 1956 года состоялся первый в истории СССР визит советского лидера в страну-участника НАТО. Выбор почему-то пал на Англию. Мало того, что Никита Сергеевич приплыл на встречу на легком артиллерийском крейсере "Орджоникидзе" (проекта типа Свердлов), пришвартовавшись в Портсмуте, главной базе военно-морского флота Великобритании. Так ещё взял с собой изобретателя атомной и водородной бомбы Игоря Курчатова и конструктора Ту-104 Андрея Туполева.

Визит Хрущева в Англию, 1956 год: слева направо: Туполев, Курчатов, Хрущев и Булганин.
Визит Хрущева в Англию, 1956 год: слева направо: Туполев, Курчатов, Хрущев и Булганин.

Визит Никиты Хрущёва поразил Запад. Ежедневно в Лондон прилетали разные Ту-104 для доставки писем советскому лидеру. В британских газетах заявили, что русские перекрашивают номера на своем опытном образце. В ответ на это Туполев приказал отправить в Лондон сразу три борта. Согласно Daily Mail 1956 года: «Гражданские и военные эксперты, собравшиеся посмотреть на Ту-104, потрясенные, долго молчали». Англичанам были интересны и советские корабли, о чём свидетельствует скандал вокруг погибшего военного водолаза Лайонела Крэбба. По распространенной версии команда корабля "Орджоникидзе" заметила, что кто-то обследует винты советского крейсера и включила двигатель. При этом, вместе с Хрущевым на "Орджоникидзе"несколько дней плыл британский военный атташе (Никита Сергеевич позднее оправдывался, что напоил его, чтобы тот не шпионил).

Легкий артиллерийский крейсер Орджоникидзе
Легкий артиллерийский крейсер Орджоникидзе

Результаты поездки впечатляют. Во-первых, уже в 1957 году англичане успешно испытали водородную бомбу. Во-вторых, в 1957 году британский проект легких артиллерийских крейсеров "Тайгер", замороженный ещё с 1947 года, наконец-то был завершен. В-третьих, в 1958 году английский реактивный самолет Комета был усовершенствован до Комета-4 и снова запущен в коммерческое использование.

Следует отметить, что визит в Англию - не единственная афера Хрущева в интересах англичан. В следующих выпусках мы расскажем, кому был выгоден реализуемый Никитой Сергеевичем план разрыва отношений с Китаем и Албанией, а также дружба с пробританской Югославией и Карибский кризис.