В наше время обнаженной натурой никого не удивишь. Тела разной степени оголенности охотно демонстрируют звезды шоу-бизнеса, к месту и не к месту показывают в рекламе, печатают на обложках журналов. Перченого контента хватает, и имена «звезд» сомнительного жанра часто широко известны. Столетие назад общественные нравы были консервативнее, поэтому желающих продемонстрировать свои прелести было мало, а имена их и биографии история практически не сохранила. Но, тем не менее, свои «звезды» были задолго до «Плэйбоя». Имя одной из них не только сохранилось, но и стало символом «будуарного» жанра начала 20 века. Мисс Фернанда была не менее популярна, чем Саша Грей.
Надо заметить, что отношение к обнаженному телу было весьма неоднозначным. С одной стороны никого особо не смущали голопопые нимфы на потолках дворцов или статуи в саду, и все это создавалось часто с натуры. Но, естественно, приличные дамы (или считающие себя таковыми) позировать бы не стали. Привлекались девушки легкого поведения, иногда артистки (которые тоже часто отличались пониженной социальной ответственностью). Но это хотя бы считалось искусством. Пикантные фото появились практически сразу же, как стали доступны фотоаппараты. Но отношение к изготовлению подобных изображений было поначалу утилитарным. Сомнительным фотографам было удобно изготавливать и множить незатейливые картинки, чтобы толкать их где-нибудь на базаре или продавать из-под полы в книжных лавках. О качестве многие не задумывались. Однако уже к концу 19 века появились мастера жанра «ню», которые подходили к процессу творчески и со вкусом. Основная масса подобной продукции изготавливалась во Франции, поэтому жанр получил название «французские открытки». Одним из самых известных фотографов начала 20 века был Жан Агелу (Jean Agelou). А самая известная его модель – мисс Фернанда. Нескромные изображения этой девушки тиражировались тысячами и продавались, как горячие пирожки.
О самом Жане Ангелу известно мало. Родился в 1878 году в Александрии (Египет), погиб во Франции в 1921 году в автокатастрофе вместе с братом Георгом. Георг в «семейном бизнесе» отвечал за коммерческую часть, Жан за творческую. Изготовление пикантных фотографий было делом предосудительным, а с 1908 года еще и уголовно наказуемым, поэтому фотографы предпочитали работать анонимно. Но мастера жанра иногда ставили свои инициалы как своеобразный знак качества. Ангелу ставил в правом нижнем углу инициалы JA.О личности модели по имени Фернанда единого мнения нет. Самые распространенные версии две – более романтичная и совсем прозаичная.
Согласно первой версии это Фернанда Баррей/ Барри (Fernanda Barrey). Барри родилась в Пикардии в 1893 году, в 1908 году переехала в Париж, где занялась оказанием интимных услуг (таки да, ей было всего14 лет). Затем она познакомилась с Ангелу, который стал ее любовником, а заодно и «работу» предложил. Также Барри познакомилась и подружилась с художниками Амедео Модильяни и выходцем из России Хаимом Сутиным. Друзья уговорили ее попробовать силы в Высшей национальной школе изящных искусств. Она стала художницей. В 1917 году Барри встретила японского художника Цугухару Фудзита, который женился на ней после всего тринадцати дней знакомства. Отношения были бурными, и в 1925 году пара решила сделать брак открытым. В итоге они активно изменяли друг другу с лицами обоего пола и, в конце концов, в 1928 году развелись. Основным поводом стал роман Фернанды с кузеном мужа художником Коянаги, и роман мужа с бельгийской художницей Люси Бадуль. Позже бывшие супруги примирились, хотя парой не стали. Умерла Барри в Париже в 1960 году.
Но есть и более прозаичная версия. Один из дотошных исследователей и поклонников творчества Агелу установил, что неподалеку от фотографа проживала жрица любви по имени Фернанда. На обратной стороне многих открыток был указан адрес гостиницы, где та теоретически могла снимать номер для общения с клиентами. Это объяснило бы и то, что девушка указывала свое имя, в то время как модели обычно старались работать анонимно. Вполне возможно, что Фернанда могла использовать открытки еще и в качестве рекламы, да и в целом «узнаваемость» повышала интерес потенциальных клиентов, а заодно и гонорары. Исследователь Ферруччо Фарина, собирая материал для книги «Запретная Венера», как раз раздобыл такую открытку с адресом и именем. Помимо открыток, фотографии мисс Фернанды появились в нескольких номерах журнала для художников под названием «L'Étude Académique», издававшегося в Париже с 1904 по 1914 год. Большинство фотографий для «Академического этюда» были сняты Жаном Агелу. Нашлись и несколько открыток, сделанных другими фотографами, где изображена похожая женщина, правда, одетая. В выпуске от 1 февраля 1911 года мисс Фернанда изображена на 4 фотографиях, также указано, что модели 18 лет. Если возраст указан правильно, эта Фернанда была ровесницей Барри. Проработала девушка несколько лет, и после этого следы ее теряются. Зато ее фото стали классикой жанра и одним из пикантных символов эпохи.
этот материал также можно прочитать в моем блоге тут
#искусство #фотография #искусство #фотограф #Прекраснаяэпоха #винтаж