На фоне вновь вводимых санкций по отношению к РФ совсем незаметно прошли изменения в автотехнической экспертизе, которые поставили жирную точку в извечном споре по поводу терминов недостаток и дефект. При принятии нового ГОСТ Р 59857 Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения, появился технический термин «НЕДОСТАТОК». Данный термин указан в выше означенном ГОСТе под пунктом 16.
Недостаток: Несоответствие ТС (составной части ТС) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством, или условиям договора, или целям использования ТС.
Закон "О защите прав потребителей" для данного термина дает следующую формулировку:
Недостаток товара (работы, услуги)- несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию»; (в ред. Федеральных законов от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ).
И что же теперь получается? Теперь технический термин «недостаток» по своему смыслу полностью копирует юридический термин «недостаток» и для признания некоего события недостатком достаточно того, чтобы эксперт выявил одно из трех базовых несоответствий
Выделим эти три основных признака признания наличия недостатка:
1. По ЗПП- несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке
По ГОСТ Р 59857 - Несоответствие ТС (составной части ТС) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством
2. По ЗПП- условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям)
По ГОСТ Р 59857 - условиям договора
3. По ЗПП- целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется
По ГОСТ Р 59857- целям использования ТС
В чем сложности применения данного термина на практике?
Учитывая, что по общему правилу бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 6 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», остается непонятным, как, спустя значительный временной промежуток, сторона продавца будет доказывать те обстоятельства, что товар соответствует обязательным требованиям закона, условиям договора и целям использования и на момент передачи не имел недостатков.
Если с обязательными требованиями, предусмотренными законом все относительно понятно, так как законодательно приняты нормы по отношению к безопасности товара, то с качеством товара и с условиями договора все значительно сложнее.
Ни один продавец и производитель не оговаривает в договоре требования, предъявляемые к качеству товара, и уж тем более не прописывает конкретные его потребительские свойства. Не содержит подобных указаний и эксплуатационная документация на товар.
С точки зрения экспертной деятельности, становится под сомнение обоснованность подачи ходатайств о получении технической информации на товар ввиду отсутствия ссылки на подобную информацию в договоре купли-продажи на данный товар. То есть предоставляемая эксперту информация противоречит условиям договора, что делает невозможным её применение как с технической, так и юридической точки зрения.
Несомненно, при покупке автомобиля потребителю выдается сервисная книжка, гарантийный талон, руководство по эксплуатации и договор купли-продажи. Многие продавцы дописывают в договор купли-продажи требования по ограничению или по расширению гарантийных обязательств. Учитывая новые реалии, в договор купли-продажи начнут вносить разделы касательно характеристик товара и его качественных показателей. Следовательно, нам экспертам придется более внимательно изучать данные документы на предмет исключений и ограничений гарантийной политики изготовителя и как источник информации на предмет соответствия условиям договора.
В заключение хочется указать, что с апреля 2022 года явно начинается новый этап развития автотехнической и автотовароведческой экспертизы.
Введение нового ГОСТ Р 59857-2021 Автомобильные транспортные средства. Автотехническая и автотовароведческая экспертиза. Термины и определения совместно с ГОСТ Р 58197-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Порядок проведения экспертизы качества автомототранспортных средств Общие требования в полном объеме закрывает потребности экспертного сообщества в регламенте действий при выполнении досудебных исследований. В данной статье мы не будем говорить о противоречиях, выявленных в данных документах так, как преследуем иную цель. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Как изменится наша работа – время покажет.
С уважением, Димитрий Прошин.