Они шли в школу, весело переговариваясь, мать и сын. Мать – учитель математики Татьяна Николаевна и сын-шестиклассник Виктор, казалось они самая обычная семья, только вот тяжёлый ранец сына мать несла сама, ведь на самом деле они были не совсем обычной семьей, мама у Вити была приёмной, сын – инвалид, у мальчика не было одной ступни. Но это всё не мешало им радоваться майскому солнышку и с нетерпением ждать в конца учебного года. Они жили в небольшом южном городке, где сейчас, в середине мая, всё вокруг цвело, а молодая зеленая листва эффектно оттеняла все это многоцветье.
А вслед им глядела, провожавшая их в школу Эмилия Львовна, бабушка Вити. Она перекрестила их, дождалась, когда они зайдут за угол, и пошла в дом, по пути поздоровавшись с соседской Антониной, которая развешивала бельё. Эмилия Львовна всего полгода назад сложила с себя полномочия опекуна внука, так как у неё обнаружили сахарный диабет, тогда же она ушла из школы, хотя учителей в школе не хватало.
Танечку она любила еще с пятого класса, когда девочка уже жила со своей бабушкой, которой не стало три года назад. У них с Витей, ее внуком, похожие судьбы – оба сироты, только родители Тани погибли в экспедиции, они были геологами, а её дочь с мужем попали в аварию с ними был и внук. Они погибли на месте, а Витя выжил.
Но остался инвалидом. Операцию ему делал бывший ученик Эмилии Львовны, но сохранить ступню не удалось, хотя он сделал всё возможное. Чувствуя себя виноватым, он принял участие в судьбе мальчика, предприняв всё от него зависящее, чтобы Вите без проволочек сделали протез. А в этом году они протез сменили, ведь мальчик растёт.
– Танюша делает всё возможное, чтобы Витя не чувствовал свою ущербность,– рассуждала про себя бабушка Вити, – чтобы я делала сейчас одна. Я очень ей благодарна, а ведь были у меня нехорошие мысли на её счёт.
Думала бабушка, что из-за Олега она это делает, еще в школе она была влюблена в ее сына, но он предпочел ей богатую москвичку и её отца со связями, он даже на похороны сестры не приехал, только прислал деньги, правда помог с деньгами и тогда, когда впервые они сделали протез.
А вот уже с апреля Олег не звонит, она несколько раз сама набирала его ему, но он коротко отвечал “Я занят, перезвоню потом,” да так ни разу и не позвонил. Вот поэтому и решилась Эмилия Львовна переехать к Тане в дом из своей трёхкомнатной квартиры в центре города, весь одна она была в своих хоромах, а годы берут своё – уже и не справляется с уборкой, и трудно ходить по магазинам за продуктами.
– Видно от Олега я помощи не дождусь. А здесь я точно знаю, что есть кому прийти на помощь, рядом и Таня с Витей, и Антонина всегда поможет, ей даже просто крикнуть можно в любой момент. Да и Павел, сын Антонины, всегда придет на помощь.
И так ей вдруг стало его жалко, ведь Таня всю жизнь сохнет по её сыну, а он по Тане. Павел и Олег были одноклассниками, а Таня на год младше их. Олег учился хорошо. И легко поступил в один из престижных технических ВУЗов столицы. Но ни у Павла, у которого была одна мать, ни у Тани такой возможности не было, они получили высшее образование в своем областном центре.
Таня вернулась сразу, и устроилась работать в свою школу, её бабушка тогда уже сильно сдала, и за ней требовался уход. А Павел сумел найти себе работу, но жить на квартире оказалось накладно. И вскоре он тоже вернулся домой. Работу он здесь нашел быстро, молодой, перспективный напористый, он нашел себе то, что хотел. Его взяли главным инженером на ТЭЦ, об этом Эмилия Львовна узнала только тогда, когда переехала к Тане.
А три дня назад он излил Эмилии Львовне свою душу. Он повез её на квартиру забрать кое-какие вещи, электропечь и ещё кое-что нужное в хозяйстве. Разговор был откровенный, тяжёлый, Эмилии Львовне была видно, что Павел страдает.
– Ведь я люблю её, я женился на ней в надежде на то, что она со временем это поймет. А тут вы с переездом, так не вовремя. Я вас не виню, насильно мил не будешь. Но раньше мы хоть втроём ходили гулять, а теперь это общение сошло на нет. Чем я хуже вашего Олега, почему она не хочет даже выслушать меня. Как она не поймёт, что я никогда её не обижу, даже словом, – в его сумбурных словах словах были боль и отчаяние.
Эмилия Львовна знала, что он женился на Тане по её просьбе, когда ей надо было усыновлять Витю. Он надеялся, что это поможет ему завоевать, наконец, её любовь. Но Павел безраздельно появился только в сердце её внука. Витя и Тане, и ему открыл своё сердечко. Бабушка видела, что он любит их обоих, но не понимал ещё, почему же мама живёт с ним, а, папа у себя дома.
– Эмилия Львовна, – крикнула ей мать Павла, – ты что задумалась, видно не знаешь что ещё придумать, чтобы Пашке моему больнее было, так он и так извелся, сколько же можно ждать, им уже почти 30, мне внуков пора иметь. – беззлобно говорила Антонина, понимая, что от той ничего не зависит.
– Тоня, думаешь от того, что я возьму и вернусь домой что-то изменится?
– Не знаю, но уже я надежду потеряла. Ну скажи, что не так в моём сыне, почему она его изводит, столько лет, прошло а он всё не выкинет ее из головы.
– Я не знаю Тоня, ведь и Олег мой им не мешает, далеко он, не звонит даже мне, бессовестный, будто бы ни меня, ни племянника у него нет.
Пожаловались они друг другу на свои проблемы и разошлись.
Витя, как всегда, сидел в школьной библиотеке, где делал уроки после школы в ожидании мамы Тани. Именно так он её называл, он любил ее, ему нравилось, что она относится к нему, как к взрослому, но он любил и помнил своих родителей, их общую фотографию мама Таня сама вставила в красивую рамку и поставила на его письменном столе, она понимала, что он всегда будет помнить их. Витя посмотрел на часы, скоро шесть, да и библиотекарь Вера Петровна уже собралась. Закрыв библиотеку, они пошли на выход. Сегодня он читал предложенные Верой Петровной стихи Семёна Гудзенко.
– Знаете, Вера Петровна, я когда был маленький не любил стихи. А сейчас мне нравится их читать, особенно про войну, читаешь рифмованные строчки, и будто видишь и слышишь, как идут, чеканя шаг, солдаты.
– Всего в четыре строчки, – сказала Вера Петровна, – можно вложить всю суть того, что автор хочет донести до читателей, и раскрыть свою душу, показать всю свою любовь к Родине, это дорогого стоит. И она прочитала четверостишие Семён Гудзенко:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду, - она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.
– Я так рад, что жду маму Таню у вас в библиотеке, спасибо вам, Вера Петровна. А вот в армии служить я не буду, жаль.
– А вот и я, – подбегает к ним мама Таня.
Они выходят из школы и доходят до магазина, он ждёт маму Таню у входа. Домой он несёт ранец сам, а мама Таня идёт с продуктами. До ужина Таня успевает проверить домашнюю работу, сделанную в библиотеке, поговорить о Гудзенко. Витя рассказывает о том, что Князь (Петька Князев) сорвал литературу, притащив в класс мышь, а их классная их очень боится.
Бабушка из кухни комментирует его информацию:
– Уши ему надо было надрать, а не родителей вызывать, придумали тоже, ругать родителей по каждому поводу.
– Ба, а ты кому-нибудь драла?
– А ты Павла спроси, он тебе просветит.
– Ладно, спрошу, – обещает Витя.
Вите хорошо в этом доме, и интересно, ведь бабушка и мама Таня так много всего знают, а то, что они отбирают у него на весь вечер телефон, не страшно, ведь от них за вечер он получает вполне достаточно информации. А вот когда Витя укладывается спать – наступает его время. Чтобы сразу не уснуть, он садится на постели и начинает размышлять, каждый вечер о разном.
Вот вчера он услышал, как историк говорил:
–Татьяна Николаевна, зря вы с Князевым церемонитесь, надо было опять родителей вызвать, пусть они сами разбираются.
А мама Таня ему ответила:
– Вы не правы, они бы его просто выпороли, а это не выход, да и они потихоньку деградируют. А я хоть что-то донесла до него, пусть не всё, что я ему сказала, он понял. Но Петр понял, что кто-то еще пытается ему помочь.
Историк ведь еще не знал, что тот сегодня отчебучил. Но Витя был полностью на стороне мамы Тани, он всегда старался помочь Князю, зная, что все в классе его не любят за то что, его родители пьют. Но о Петьке он думал вчера. А сегодня он решил что разберется в том, почему дядя Паша ходит к нему в класс, иногда разговаривает с его классной, и на родительские собрания тоже он ходит.
– Почему? Потому что рядом с нами живёт? Так и другой сосед дядя Саша с нами тоже рядом живёт, он же не ходит. Может потому, что его бабушка просит, ведь мама Таня устаёт. И почему по воскресеньям они втроём гулять всегда ходят.
Не найдя ответов, Виктор думает о том, что Павел хороший, настоящий мужик и, если что произойдёт с ним, с Витей, он всегда придет к нему на помощь.
– Вот взяли бы они и поженились. Я был бы очень рад, ведь если есть у меня приёмная мама, почему бы и папе не быть. Дядя Паша один, ему, наверное, своих детей хочется, но раз их нет, то он согласен быть его приемным сыном.
Он улегся и решил помечтать, как они с дядей Пашей скоро поедут на рыбалку, но не успел, вскоре он уже спал.
Дорогие читатели! Не забывайте комментировать прочитанное и ставить лайки!
Предлагаю вам и другие мои рассказы: