Найти в Дзене
Исследование Писания

КНИГА ЛЕВИТ (ч.59): НЕЧИСТОТА МУЖЧИНЫ

Оглавление

Нечистота, вызванная ненормальными выделениями у мужчины

«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: “Объявите сынам Израилевым и скажите им: Если у кого будет истечение из тела его, то от истечения своего он нечист. И вот закон о нечистоте его при истечении его: когда течёт из тела его истечение его и когда задерживается в теле его истечение его, это нечистота его. Всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста. И кто прикоснётся к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. Кто сядет на какую-либо вещь, на которой сидел имеющий истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. И кто прикоснётся к телу имеющего истечение, тот должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. Если имеющий истечение плюнет на чистого, то этот должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. И всякая повозка, в которой ехал имеющий истечение, нечиста будет до вечера. И всякий, кто прикоснётся к чему-нибудь, что было под ним, нечист будет до вечера; и кто понесёт это, должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. И всякий, к кому прикоснётся имеющий истечение, не омыв рук своих водой, должен вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера. Глиняный сосуд, к которому прикоснётся имеющий истечение, должно разбить, а всякий деревянный сосуд должно вымыть водой”» (Лев. 15:1–12).

Наставления касательно нечистоты начинаются с описания ненормальных выделений у мужчины, продолжающихся какой-то период времени.

Стих 1, 2. Объявление законов предваряют слова о том, кто дал законы: Господь. Они также сообщают, к кому они обращены: к Моисею и Аарону. Наконец, читателю называется цель, ради которой даются эти законы: чтобы Моисей и Аарон могли объявить сынам Израилевым и научить их этим законам (см. 10:10).

Cтихи 2, 3. Определение нечистоты. Далее, в соответствии с темой этого раздела книги, предметом обсуждения в данном абзаце является истечение из тела мужчины, делающее его нечистым. В этой главе «тело» (басар, буквально «плоть») — это эвфемизм, употреблённый в отношении половых органов (см. Быт. 17:14; Иез. 23:20, где употреблено то же самое еврейское слово). Природа этого «истечения» из тела не определяется, сказано лишь, что оно может течь периодически: иногда оно течёт из тела мужчины, а иногда задерживается в теле. Что это были за «истечения»? Это были явно ненормальные выделения, поскольку о нормальных выделениях говорится в главе дальше, но что именно это было, неясно. Некоторые полагают, что это был вид гонореи со светлыми выделениями. Эти выделения также толкуются как случай диареи (поноса), хотя это маловероятно. Единственное, что известно наверняка, так это то, что это были жидкие выделения. Вероятно, появлялись они только у мужчин, были ненормальными и продолжались некоторое время.

Стихи 4–12. Последствия нечистоты. Дав определение «истечению», которое делало мужчину нечистым, Господь описывает последствия этой нечистоты. Почти всё, чего так или иначе касался нечистый мужчина, будь то человек или неодушевлённый предмет, — становилось нечистым и нуждалось в очищении. В тексте говорится, что всё, на что ложился или садился нечистый мужчина, например постель (15:4) или повозка (15:9), становилось нечистым. Поэтому всякий, кто садился, ложился или прикасался к тому, на чём он сидел, или лежал, или к чему прикасался, становился нечист (15:5, 6, 10). Более того, всякий, кто прикасался к человеку, имеющему истечение, становился нечист (15:7). Если он плевал на кого-нибудь или прикасался к чему-нибудь (не омыв рук своих), то тот человек или предмет тоже становился нечистым (15:8, 11). Однако от нечистоты, связанной с «истечением» мужчины, было легко избавиться. Человек, ставший нечистым, должен был только «вымыть одежды свои и омыться водой, и нечист будет до вечера» (15:5–8, 10, 11).

В стихе 12 речь, видимо, идёт о сосудах, использовавшихся в предыдущих стихах для омовения. Глиняный сосуд, в котором омывался нечистый человек, надлежало разбить (см. 6:28; 11:33). Идея в том, что нечистота могла проникнуть в пористый материал, из которого был изготовлен сосуд, и её невозможно было удалить мытьём. Однако деревянный сосуд, использованный для той же цели, можно было вымыть, и он становился чист для последующего использования.

Очищение мужчины с ненормальными выделениями

«А когда имеющий истечение освободится от истечения своего, тогда должен он отсчитать себе семь дней для очищения своего, и вымыть одежды свои, и омыть тело своё живой водой, и будет чист. И в восьмой день возьмёт он себе двух горлиц или двух молодых голубей, и придёт пред лицо Господа ко входу скинии собрания, и отдаст их священнику. И принесёт священник из этих птиц одну в жертву за грех, а другую — во всесожжение, и очистит его священник пред Господом от истечения его» (Лев. 15:13–15).

В Лев. 15:1–12 объяснялось, как мог очиститься человек, заражённый нечистым человеком с периодическими выделениями. В настоящем отрывке обсуждается вопрос, что сам человек должен делать, когда «освободится» от истечения.

Стихи 13–15. Бог даёт наставления о том, что необходимо сделать, чтобы вернуть человека с истечением в ритуально чистое состояние. Надо было предпринять три шага.

Первый: он должен был освободиться от истечения своего (15:13). Другими словами, его «истечение» должно было остановиться или вылечиться.

Второй: он должен был отсчитать себе семь дней, возможно для того, чтобы удостовериться, что истечение действительно прекратилось. В конце этого периода он должен был вымыть одежды свои и омыть тело своё. Тогда он будет чист (15:13).

Третий: для того, чтобы попросить благословения Господа на очищение, он должен был прийти пред лицо Господа и принести двух птиц ко входу скинии собрания (15:14), одну — в жертву за грех, а другую — во всесожжение. Посредством жертвы за грех он получал ритуальное очищение; всесожжением он выражал благодарность за свое исцеление и заявлял о своем желании вновь посвятить себя Господу. Совершив эти жертвоприношения, священник очищал его пред Господом (15:15). Нечистота, вызванная выделениями из тела, удалялась, и он (также, как и стан) снова становился ритуально чистым.

Эти шаги аналогичны тем, которые, согласно главе 14, должен был пройти исцелённый прокажённый. Одно отличие состояло в том, что восстановление человека с проказой или с инфекционным кожным заболеванием требовало жертвы повинности (или возмещения) (14:12, 21); очищение мужчины с ненормальным истечением из тела этого не требовало. Другое отличие — что исцелённый прокажённый приносил двух птиц вместо двух баранов в жертву за грех и во всесожжение, если он был беден (14:22); в случае с человеком, исцелившимся от ненормальных выделений, предусматривалось лишь одно жертвоприношение: две птицы (15:14, 15). Эти указания говорят в пользу той точки зрения, что, по мнению Господа, телесные выделения не были столь серьезной проблемой, как «проказа».

Нечистота, вызванная нормальными выделениями у мужчины

«Если у кого случится излияние семени, то он должен омыть водой всё тело своё, и нечист будет до вечера. И всякая одежда, и всякая кожа, на которую попадёт семя, должна быть вымыта водой, и нечиста будет до вечера. Если мужчина ляжет с женщиной и будет у него излияние семени, то они должны омыться водой, и нечисты будут до вечера» (Лев. 15:16–18).

Причиной второго вида нечистоты у мужчины были нормальные выделения.

Стихи 16, 17. Первый вариант нечистоты в связи с излиянием семени у мужчины — это излияние без сексуальных отношений, возможно непроизвольное ночное семяизвержение. При этом он становился нечистым. Чтобы избавиться от этой нечистоты, ему нужно было омыть водой всё тело своё; он оставался нечист до вечера. Всякая одежда, на которую попадало семя, должна была быть вымыта и нечиста была до вечера.

Стих 18. Второй вариант нечистоты относится к излиянию семени у мужчины в связи с женщиной. Если у мужчины и женщины была сексуальная близость, то оба они становились нечисты и должны были омыться водой; они оставались нечисты до вечера. Затем, видимо, оба снова становились чистыми. Уоррен Уирсби пишет:

«Моисей здесь говорит не о моральной нечистоте, а о ритуальной. Так как половой акт сопровождается выделениями из тела, а выделения из тела делали человека нечистым, то муж и жена должны были потрудиться омыть себя, чтобы сохранить ритуальную чистоту».

Церковь Христа