Итак, снова пришло время поговорить о «разноцветных» словах, то есть об использовании названий оттенков цвета в языке. Особое отношение к цветовой символике сделало многие такие названия нарицательными. Об этом я писала в предыдущих статьях, которые можно прочитать, пройдя по ссылкам внизу текста.
Мода на «разноцветные» слова особенно распространилась в XVIII-XIX веках, когда общество повально было увлечено изобретений новых цветовых оттенков. И в языке появлялись необычные «цветные» названия самых разных вещей — от гламурной гостиной до психиатрической клиники.
Разноцветные гостиные
Увлечение цветом затронуло не только мир модной одежды, но и дизайн интерьера. В XVIII-XIX веках дворянское сословие и Европы, и России занималось организацией салонов, где обсуждали новинки литературы, политику, научные открытия, а большей частью, светские сплетни. Владельцы богатых домов, старались обустроить гостиные комнаты не только с особой роскошью, подражая правящим особам, но и в соответствии с цветовой модой. Так появились «голубые», «розовые», «лиловые», «зелёные» гостиные.
Скрупулёзно подбирались обивка стен и мебели, детали интерьера, мозаика пола и украшения потолка. Цвет свидетельствовал о вкусе хозяина или хозяйки. В богатом особняке было обычно несколько гостиных, каждая из которых оформлялась по-своему и служила для разных целей. Розовые гостиные предназначались для общения женщин, они создавали настроение лёгкое и романтичное. В розовых гостиных собирались члены литературных салонов, так как считалось, что этот цвет пробуждает поэтическое настроение.
Голубые гостиные часто использовались в качестве столовых, в летний день они дарили прохладу и способствовали неспешной застольной беседе. Поэтому почти неотъемлемым элементом голубой гостиной был сервант с чайным сервизом голубого или синего фарфора.
Зелёный цвет в оформлении интерьера ввела в моду королевская семья Великобритании. Именно в Букингемском дворце находится самая известная зелёная гостиная. Но оформленные в этом цвете залы есть и в Виндзорском замке, и в замке Лидс, и в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. Это чаще были парадные гостиные, где принимали именитых гостей. Зелёные оттенки красителей были самые дорогие, поэтому наличие в доме зелёной гостиной свидетельствовало о богатстве хозяина.
Надо сказать, что названия гостиных не всегда точно соответствовали их колориту. Иногда в зале достаточно было кресел с зелёной обивкой или розовых портьер, чтобы гостиная получила «цветное» название. И неважно, что вся остальная мебель коричневых оттенков, а ковёр – красный. Главное, чтобы фигурировало модное «цветное» название.
«Синий чулок» — происхождение выражения
Салонная культура ввела в моду не только «цветные» гостиные, но и выражение «синий чулок». Сейчас не все уже помнят его значение, а кто помнит, уверен, что «синими чулками» называют скучных, чопорных дам и девушек-ботанов, всё своё время посвящающих учебе, не умеющих развлекаться и не следящих за модой.
Однако в прошлом этот фразеологизм имел совсем другое значение. Появился он в Англии в середине XVIII века благодаря чудачеству Бенжамина – учёного-ботаника, автора трактатов по естественной истории, постоянного и довольно эксцентричного посетителя лондонских салонов.
Мистер Стиллингфлит обладал склонностью к эпатажу и как-то, желая расшевелить чопорную публику, позволил себе «немыслимую вольность» — посещая литературный салон, вместо положенных белых шелковых чулок стал надевать простые синие. За что и был прозван «blue stoking» – «синий чулок».
Но у эксцентричного мистера появились последователи и последовательницы, и скоро многие завсегдатаи литературных и музыкальных салонов стали щеголять в простонародных синих чулках. А в XIX веке «синими чулками» называли девушек, думающих о литературе и о поэзии, а не о женихах. Что тогда считалось предосудительным.
Как не повезло жёлтому цвету
Вот, действительно, не повезло, потому что он фигурирует в названии вещей далеко не приятных. Причём это совершенно разные, казалось бы, ничем не связанные названия.
«Жёлтый дом»
В России конца XVIII – XIX веков «жёлтым домом» называли психиатрическую больницу. Вероятно, потому что первая специализированная психиатрическая клиника, открывшаяся в Санкт-Петербурге в 1779 году, размещалась в здании жёлтого цвета. Правда, зданий такого же цвета в Петербурге в то время было много, почему цветовая маркировка закрепилась именно за Обуховской психбольницей, непонятно.
«Жёлтый билет»
В России же в XIX веке было в ходу выражение «жёлтый билет». Так назывался документ, позволявший женщине легально заниматься проституцией. Причём, не только позволявший, но и фактически лишавший её выбора, так как у женщины, замеченной в подобном занятии, отбирался паспорт и взамен его выдавался жёлтый билет. По сути, больше нигде эта женщина уже работать не могла.
«Жёлтая пресса»
Это название родом из Америки и существует целая история его возникновения. В 1896 году в газете «Нью-Йорк уорд» был опубликован комикс (пишут, что это самый первый комикс в истории жанра). Чтобы привлечь внимание читателей художник Ричард Фелтон Ауткот, раскрасил одежду главного героя своего комикса — нищего паренька — в ярко-жёлтый цвет. Газета, где печатался этот комикс, сразу привлекла внимание, и тираж стал расходиться мгновенно, хоть истории были весьма незамысловатыми.
Примеру «Нью-Йорк уорд» решили последовать многочисленные конкуренты, тоже щедро добавляя на свои страницы жёлтого цвета. А владелец «Нью-Йорк джорнел» даже переманил художника вместе с его персонажем. Разозлённый хозяин «Нью-Йорк уорд» Джозеф Пулитцер тогда и назвал всех своих недобросовестных конкурентов «жёлтой прессой».
Правда, по другой версии всё гораздо проще: желтой прессу стали называть из-за дешевой бумаги, на которой печатались подобные газеты. Но, согласитесь, первая версия интереснее.
В настоящее время так называют СМИ, в которых печатают разные непроверенные сенсации, сплетни, фейковые новости и материалы 18+.
Желтый флаг
Есть версия, что негативное отношение к жёлтому цвету связано с тем, что в XV - XVII веках в Европе существовало правило, касающееся морских судов. Если на входящем в порт корабле, имелись больные, особенно инфекционными болезнями, то капитан был обязан поднять жёлтый флаг и встать на карантин. Учитывая частые эпидемии чумы и холеры, правило было нелишнее. Поэтому жёлтый цвет стал ассоциироваться с чем-то неприятным, болезненным.
Сейчас существует противоположное правило. Если корабль поднимает жёлтый флаг, значит, на борту все здоровы, и карантин ему не нужен.
Вот так названия цветовых оттенков участвуют в образовании новых словосочетаний и фразеологизмов. Причём значения их очень разнообразны и всегда интересны.
Статьи о "цветных словах":
"Странные названия оттенков цвета: "блоха в обмороке" и "кардинал на соломе"
"И снова о разноцветных словах: краски Средневековой Руси"
"Тайны разноцветных слов: происхождение названий цветов "синий", "зелёный" и "жёлтый".
"Тайны разноцветных слов: "белый" и "красный"