Найти тему
Советы мечтателям

Немного о маршаллинге

Маршаллинг, кратко, это процесс заведения воздушного судна на стоянку. Не обязательно он будет использоваться, так как на контактных стоянках имеется SafeDock, как, впрочем, и на некоторых удаленных стоянках в определенных аэропортах. Например, сам видел в аэропорту Шарджи. Маршал использует два жезла и корректирует движение воздушного судна, чтобы оно остановилось строго на «усах» либо на точке постановки. Отклоняя жезлы, он показывает в какую сторону скорректировать маршрут, а интенсивностью помахивания жезлами – насколько сильно, постепенно сводя руки над головой замедляя движение до полного скрещивания. В этот момент самолёт останавливается полностью и ставится на стояночный тормоз. Нужно сказать, что данная процедура необходима только при постановке самолёта на тяге собственных двигателей.

В случае буксировки самолёта аэродромным тягачом маршал не нужен. Буксировка производится под чутким руководством руководителя буксировочной бригады, а помогают ему один или два сопровождающих по законцовкам. Они тоже вооружены жезлами, но жезлами помахивают, мол всё в порядке, а при пересечении сервисной дороги с помощью жезлов перекрывают движение. Вообще не должны удаляться далее 2-3 метров от законцовки, но могут отходить для перекрытия дороги либо по указанию руководителя буксировочной бригады.

SafeDock – это табло, которое выполняет функции маршала. Показывает сколько метров осталось, насколько отклонился. А при стоянке на нём видно рейс и время прибытия и отправления, а также направление. Но в большинстве в нормальном режиме видно только номер стоянки. Сама система работает с использованием лазерного дальномера, а кое-где и радиолокатора по типу полицейского радара. При работе данной системы маршал не нужен.

Небольшое отступление, можете не читать, кому не интересно. Почему я решил заговорить про маршаллинг? Тут на днях купил ребенку своему книгу «Как устроен аэропорт?». Так там маршаллингу уделено особое внимание, даже приводятся команды маршала. Несколько команд меня смутило. А именно – запускать двигатели. Вообще этот момент согласовывается с руководителем буксировочной бригады при буксировке на точку запуска, либо с механиком на самоходной стоянке. Но здесь вопрос в том, что разрешение на запуск получают от ОрВД. «Разрешите буксировку и запуск, по плану в Пермь» - «Буксировку и запуск разрешаю, точка запуска Эхо-6, работайте с рулением». Точно могу ошибиться – не пилот, просто в наших программах подготовки присутствуют многие сигналы механика при визуальной связи. Но там в основном такие как установка колодок, подключение источника питания, даже есть «Пожар двигателя!». Таких команд нет, а ещё меня смутила команда двигаться в обратную сторону. Задним ходом могут гонять безболезненно, знаю, два воздушных судна – АТР-72 и Ан-74. Но первые у нас уже давно самоходом ставились, а вторые есть у вояк (Ан-72 только), так те их буксируют, там и водила тонкие такие. Дожили только, книжки детские критикую. Ладно уж…

Ну и пару-тройку курьезных случаев, связанных с постановкой на стоянку, связанных с маршаллингом и не только. Вообще при наличии любой проблемы необходимо остановиться и ожидать тягач. Также хочу отметить, что принимает стоянку супервайзер, который может в случае неготовности остановить самолёт на траверзе. Ну и дополнительно отмечу, что на одной и той же стоянке может быть несколько позиций. Например, на стоянку 107 можно поставить Боинг-737 и А-320, а широкофюзеляжный борт займёт две смежные стоянки и будет поставлен на 107А, при этом занятыми окажутся 107 и 108 стоянки, так как 107А находится аккуратно между ними. А короткие Сухие на 107 можно поставить хвостами друг к другу, тогда стоянки будут обозначены 107E и 107W. (Соответственно, один будет носом на восток (East), а другой на Запад (West)). Буквы бывают разные, на перроне это выглядит как куча желтый линий, порой, без машины сопровождения не разобраться.

Случай первый. Сухой Суперджет заруливает на контактную стоянку, но уже почти возле терминала понимает, что ошибся и рулит аккуратно по осевой позиции для постановки широкофюзеляжного борта. Маршаллинга нет, так как работает SafeDock. По идее, ошибка, да. Остановись, вызывай тягач, отпишешься потом, мол, темно, случайно перепутал. Но пилот даёт тяги левому двигателю и разворачивается уже внутри зоны обслуживания, после чего сделает ещё один разворот и заруливает уже корректно. Повезло, что это был Сухой. Тяги его маленьких движков не хватило, чтобы посдувать стремянки. А при жалобе в авиакомпанию получили нагоняй – смотрите на себя, у вас погрузчик стоит не в зоне размещения. Что было потом с пилотом неизвестно.

Следующий случай. Всё наоборот – огромный Боинг-777 заруливает по линии для узкофюзеляжного самолёта по SafeDock, которая не видит самолёта, что естественно. Здесь они тоже под углом, сходятся почти в одной точке. Это видит супервайзер и решает вместо команды на остановку начать маршаллинг и завернуть его. В результате его действий неповоротливый Боинг-777 всё же останавливается в нужной точке постановки. Однако одна из основных опор шасси оказывается на желтой линии, а часть крыла прямо над сервисной дорогой. Это шибко никого не смутило, самолёт простоял так почти сутки, заметил это одинокий инспектор по безопасности полётов.

Третий случай. Супервайзер приходит на стоянку и видит, что аэродромная машина убрала стоянку тщательно, но при этом вдоль границы зоны обслуживания образовался огромный бруствер высотой 15-20 сантиметров. Естественно, вызов аэродромной службы, которая на вызов не отреагировала. Тогда супервайзер кнопкой отключает SafeDock, на которой загорается красная надпись “STOP”. Командир заезжает, видит надпись, спрашивает диспетчера, тот говорит, что, наверное, в луч не попал, прорули ещё. Тот порулил, а в этот момент супервайзер выскочил из телетрапа и побежал навстречу со скрещенными жезлами. Только это и остановило самолёт. Далее тягач вывез самолёт, аэродромка убрала бруствер, тягач затащил самолёт обратно. Здесь налицо некорректные действия диспетчера и аэродромки. Брустверы — это вообще тема для отдельного общения.

Четвёртый случай. SafeDock вышла из строя прямо в момент заруливания. Обычно, впрочем, так и бывает. Маршалить направляют стажёра. Дальше всё было почти как в фильме Аэроплан. Стажёр увидел, что самолёт идёт чуть левее осевой и решил его немного скорректировать путём энергичных движений обоими жезлами в левую сторону. А оставалось рулить не более 10-12 метров. Командир, видя энергичные движения, резко завернул стойку влево, колёса встали почти перпендикулярно к осевой. В этот момент маршал понимает, что отклонился он уже на метр, начинает такими же энергичными движениями возвращать самолёт назад. В общем, зигзагами они его поставили, вроде даже почти ровно получилось. Но таких маневров не помнил со дня первого случая.

-------------------------------------------------------------------------------

1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:

https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html

https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:

Немного о маршаллинге

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.