1 августа 1943 года немецкий ас Йозеф Коциок на истребителе Bf-110 в одном ночном бою сбил сразу три По-2 из знаменитого полка «Ночные ведьмы». Однако это был только счастливый случай, который больше не повторился - имевшиеся у немцев средства воздушного нападения не позволяли немцам целенаправленно и успешно бороться с советскими «кукурузниками», которые наносили их войскам чувствительные удары. И тогда была пущена в бой новая модификация известной «Рамы» FW-189, но и этот самолет успехов так и не достиг.
Как-то я порылся в Интернете и увидел фотографию известного немецкого разведывательного самолета FW-189 «Рама» с антеннами от радиолокационной станции на носу. Я вообще-то в авиации не очень прилежный любитель, но все же хоть какой-то любитель, а это означает, что если какой-то самолет меня заинтересовал, то я попытаюсь по нему найти хотя бы главную информацию.
И вот, я начал копаться в поисках информации по конкретному самолету FW-189 с радиолокатором, потому что знал, что этот самолет вообще-то использовался только для дневной разведки, а в качестве ночных перехватчиков немцы использовали более мощные самолеты. А что же могла перехватывать слабомощная, по сути, «Рама», причем ночью, когда на боевые задания и на Восточном, и на Западном, и даже на Африканском фронтах боевых действий как правило вылетали самолеты, имевшие гораздо более высокие скоростные характеристики?
В общем, решил я разведать это дело, и у меня появилось столько информации, что впору написать несколько отдельных статей, но я все же постараюсь впихнуть хотя бы основные тезисы моих изысканий в одну публикацию.
Итак, «Рама» Fw-189 с радиолокационной станцией на борту начала использоваться германскими Люфтваффе исключительно для противодействия тихоходным советским ночным бомбардировщикам По-2. Ну, все знают понятие «Ночные ведьмы» - так немцы называли летчиц 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка, в 1943-м переименованного в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк. Этот полк в разных своих карнациях провоевал на У-2 (потом переименован в По-2) всю войну – с 1941-го и до 1945-го, и нанес гитлеровцам значительный урон. Сами самолеты По-2 немцы называли «швейными машинками», но не презрительно, а вполне практично, по звуку мотора этого самолета – совершенно не боевого, но не менее ужасного в боевых условиях, чем многие реальные бомбардировщики!
Чтобы было хотя бы в общих чертах понятно качество боевой работы этого полка, который был сформирован из одних женщин возрастом от 17 до 22 лет (за небольшими исключениями), то на протяжении всей своей деятельности, имея в постоянном составе немногим более 100 человек, включая наземный персонал (тоже женский), ко дню Победы он представил 23 Героя Советского Союза. Некоторые из них стали кавалерами этого звания посмертно.
Ясно, что как ночной бомбардировщик и разведчик По-2 был очень эффективной боевой единицей, иначе он не провоевал бы до самого 1945 года. Интересно, что за всю войну, несмотря на очень интенсивную боевую работу, погибло всего 32 отважные летчицы, причем большинство из них гибли парами – пилот и штурман сразу.
Были, конечно, исключения, но незначительные. И дело было вовсе не в том, что По-2 было очень трудно подбить – очень часто даже из подбитых самолетов экипаж спасался, даже невзирая на то, что до 1944 года все они летали без парашютов, чтобы брать побольше бомб на борт. Просто «Ночные ведьмы» летали на малой высоте, и если самолет не взрывался от зенитного огня, пилот не был убит пулей или осколком, то при падении самолета на землю люди часто могли спастись. К тому же управление было спаренным, и если с пилотом что-то случалось, то из своей кабины самолет мог вести штурман.
Также интересно, что основные потери «Ночные ведьмы» несли от зенитного огня, а вот истребители противника с ними ничего не могли поделать, свидетельством чему было полное отсутствие оборонительного вооружения – зачем оно нужно, если даже ночные истребители немцев просто не могли обнаруживать свои тихоходные и низколетящие цели?
То есть слишком разные были высоты полетов, слишком разные скорости, и даже специализированные ночные истребители не могли зайти в атаку на тихоходный и низколетящий По-2, даже если его ловили лучами прожекторов с земли. «Ночные ведьмы» мастерски лавировали между прожекторами, меняя скорость и высоту полета, ловко уходя от преследования, используя складки местности. И вот как в таких условиях целиться с высоты по этим мухам, которые так ловко меняют курс и исчезают из прицела в считанные мгновения?
За всю войну, по крайней мере, до 1944 года, когда боевые действия перенеслись в Европу, был единственный случай, когда немецкому ночному истребителю удалось сбить По-2, причем сразу три за один вылет. И это был подтвержденный обеими сторонами случай, потому что когда дело касается сразу нескольких сбитых вражеских самолетов в одном бою, то фашистским асам есть привычка не верить. А особенно если дело касалось такой очень трудной цели, как По-2.
Но результаты того боя были подтверждены не только немецкими источниками, но и советскими. В ночь на 1 августа 1943 года несколько По-2 вылетели на бомбардировку немецких позиций, приготовившись к противодействию наземного ПВО гитлеровцев, и уже на подлете к цели, почувствовали что-то неладное, но никак не могли сообразить, что именно тут не так. Прожектора, как и обычно, шарили по небу, но немецкие зенитки не стреляли, впрочем, никто из наших летчиц не придал этой странности значения.
А когда всё поняли, то первые три бомбардировщика По-2 были сбиты и, загоревшись, упали на землю. Но сбиты они были не зенитками, а ночным истребителем Люфтваффе «Мессершмитт» Bf-110, который пилотировал известный уже тогда ас-истребитель Йозеф Коциок. Схема была простая – ночной истребитель барражировал над немецкими позициями, не опасаясь зенитного огня, и когда прожекторы захватывали цель в небе, неожиданно расстреливал ее издали, и для этого ему не нужно было даже за ней гоняться по балкам и перелескам, рискуя разбиться об землю на низкой высоте.
Естественно, не все наши По-2 были сбиты воздушным ночным асом. Экипажи остальных бомбардировщиков быстро все сообразили и стали на бреющем уходить с места боя. В ту ночь операция по штурмовке немецких позиций была почти сорвана, и полк прекратил вылет очередных групп самолетов на задание в виду внезапно появившейся опасности.
В ту ночь 46-й ночной бомбардировочный Таманский полк понес самые существенные потери за всю войну – четыре самолета По-2, три из них были сбиты истребителем, а один – зенитным огнем. Если говорить о работе, проделанной Йозефом Коциоком, то на его счету шесть погибших летчиц – пилотов и штурманов. Я думаю, их имена уместно тут привести.
Пилот Высоцкая Анна Григорьевна (1923-1943 гг.), гвардии младший лейтенант;
Штурман Докутович Галина Ивановна (1921-1943 гг.), гвардии младший лейтенант;
Пилот Крутова Евгения Сергеевна (1920-1943 гг.), гвардии младший лейтенант;
Штурман Саликова Елена Константиновна (1920-1943 гг.), гвардии сержант;
Пилот Рогова Софья Исааковна (1916-1943 гг.), гвардии младший лейтенант;
Штурман Сухорукова Евгения Константиновна (1916-1943 гг.), гвардии сержант.
Все эти героини похоронены в селе Русском Молдованского сельского совета Краснодарского края.
Что касается другого нашего героя – Йозефа Коциока, то и ему летать оставалось совсем недолго, причем погиб он практически не в бою, а по несчастливой случайности. Этот кавалер Рыцарского Железного креста, который был ему вручен 31 июля 1943-го, как раз накануне того памятного ночного боя с бипланами По-2, закончил свой боевой и жизненный путь над той же Таманью менее чем через два месяца.
В ночь на 27 сентября 1943 года Коциок на своем Bf-110 вышел в атаку на советский бомбардировщик. Предположительно это был Ил-4 (хотя в документах фигурирует ДБ-3, но, в принципе, это почти одно и то же). Однако, не рассчитав расстояние до своей жертвы, он в нее врезался, и «мессер» стал падать на землю. И пилот, и штурман смогли выбраться из самолета и выброситься с парашютами, и тогда как штурману повезло, то Коциоку – нет. Его парашют не раскрылся, он упал на землю Тамани и разбился.
Интересно, что именно Йозеф Коциок, с самого первого дня воевавший на Восточном фронте, стал первым пилотом Люфтваффе, который сбил над территорией СССР самолет противника в ночном бою. Случилось это 26 июля 1941 года, но тогда на этом театре военных действий еще не были созданы специальные подразделения ночных истребителей, и Коциок совершил этот ночной перехват как бы в частном порядке. Тем не менее, его имя достойно занесения в книгу рекордов Гиннесса как первопроходца именно в этой области.
К осени 1943 года Йозеф Коциок уже был асом, я не знаю, насколько правдивы утверждения о 33 трех воздушных победах, в том числе и 21-й, совершенной в ночных условиях, но то, что у него есть еще один рекорд – сразу 3 сбитых По-2 в одном бою, - это несомненно, потому что подтверждено, как я писал выше, обеими противоборствующими сторонами.
Но вернемся к нашей «Раме» Fw-189, с которой и началось наше повествование. «Ночные ведьмы» так сильно потрепали немецкие войска за всю войну, и особенно на пути отступления от Сталинграда и до Севастополя, что назрела очень насущная необходимость борьбы с этими неуязвимыми, но очень опасными советскими «швейными машинками». Конечно, после Коциока были еще несколько немецких асов, которым посчастливилось сбить еще несколько По-2, но то были редкие случаи уже в конце войны, и на боеспособность полка «Ночных ведьм» они не повлияли совсем. Именно поэтому и был выбран самолет с высокими маневровыми качествами и низкой скоростью сваливания, который мог бы тягаться с советским «кукурузником» на равных.
Этим самолетом и оказалась «Рама», которая носила немецкое имя «Uhu» («Филин»), многозначительное, кстати. К середине 1943 года эти самолеты уже не справлялись со своими обязанностями дневного разведчика в виду завоевания господства в небе советской авиацией. И поэтому было решено какую-то часть их переделать в ночные истребители для атак на более легкие цели, и, в первую очередь, на По-2, которые продолжали действовать очень эффективно.
Первые боевые образцы FW-189 «Behelfsnachtjoger», что переводится как «вспомогательный ночной истребитель», вступили в строй в марте 1944 года, и до самого конца войны таким образом было переделано около 30 (тридцать) экземпляров. Однако боевые успехи этих «боевых филинов» оказались такими мизерными, что в сводках советского и союзного командования они вообще не упоминались. Нет, может и были какие-то победы этих ночных «Рам» над По-2, но сегодня они военным историкам и прочим специалистам совсем неизвестны.
Вот такую вот историю мне удалось раскопать при поиске сведений о немецком вспомогательном ночном истребителе Fw-189, а дальше из этого клубка стали вытягиваться новые нити, которые привели меня к очень интересным моментам Великой Отечественной войны, включая и тему немецких асов. Естественно, о «Ночных ведьмах» я наслышан был еще давно, но до этого момента и не предполагал, что они внесли в дело Победы такой весомый вклад, и при этом, несмотря на выдающиеся качества их устаревших По-2, несли такие ужасные потери.
Кстати, в моем расследовании выявилось еще множество интересных моментов, касающихся как «Ночных ведьм» и гитлеровских асов Люфтваффе, так и новых, мало кому известных типов самолетов, применявшихся немцами на Восточном фронте. Может, мало кто знает, что немецкие генералы, вдохновленные успешными действиями наших «Ночных ведьм», к концу войны создали свои собственные подразделения легкомоторных ночных бомбардировщиков. И хотя эти немецкие «швейные машинки» тоже, как и «Рамы-Совы», не внесли какого-либо заметного вклада в расстановку сил, тем не менее, тема эта очень интересная.
Но я ее освещу в одной из следующих своих публикаций.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель
Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает
Речной авианосец Красной Армии «Амур» в боях с белокитайским флотом в 1929 году на реке Сунгари
Лучший ас Британской империи в WWII воевал всего 9 месяцев. Томас Пэттл