Найти тему

Фонетический период. Занятие 3 "Части слова"

Продолжаем знакомить ребят с азами грамоты. И сегодня мы узнаем, что слова состоят из частей, которые называются "слоги".

Слоги можно считать несколькими способами. Самый распространенный - хлопками. Совместно с детьми мы проговариваем слова по слогам и отхлопываем каждый слог. Данный способ очень популярен, но у него есть свои минусы - это слова со стечением согласных, где слышится некий призвук в виде гласного, хотя его там нет. Яркий пример это слова ЦЕНТР и ТИГР, где мы слышим "центыр" и "тигыр". Вот и дети могу считать этот призвук за слогообразующий гласный. В таких словах на помощь приходит другой способ пересчета слогов. В нем мы ставим ладонь под подбородок и считаем сколько раз подбородок касается ладони, когда мы произносим слово. Подбородок опускается только на гласных звуках и как раз в таких сложных словах, как ЦЕНТР и ТИГР он не опускается.

Еще один способ считать слоги - это выкладывать камешки на каждый слог. Подходит ребятам с трудностями в обучении (ЗПР, УО и др). Здесь вы так же совместно с ребятами проговариваете слова и кладете на каждый слог камешек (можно отгибать пальцы и пересчитывать их).

Один из экзотических способов - это рисовать фигуры в воздухе. Одни слог - просто прямая (отрезок, как изволите), два - угол, три - треугольник, четыре - квадрат и т.д.

И способ, который я встречала у первоклашек - это сложив руки перед собой, поднимать и опускать руку, как будто хочешь ответить. Считается количество раз когда рука поднялась и опустилась. На мой взгляд сложновато.

Так как мы дошколята, которые только учатся азам грамоты, пересчитывать гласные мы еще не можем.

-2

На занятии предлагаю придумывать слова и считать слоги в них, доставать слова из волшебного мешочка.

Дома детям можно разгадать загадки, посчитать в отгадках количество слогов, раскрасить отгадки.

А какие способы пересчета слогов знаете вы? Жду в комментариях.