Женщины-географы, путешественницы внесли невероятный вклад в развитие науки. Путешествия, открытия и исследования, сделанные ими заслуживают такого же внимания, что и их коллег-мужчин. Однако имена большинства исследовательниц, как и их труды, так и остаются неизвестными обществу, «случайно» забываются, преуменьшаются и обесцениваются.
В своей статье я рассказала очень-очень далеко не обо всех женщинах, а лишь о шести из них, однако, знать имена даже такого небольшого количества будет вполне неплохо. Приступим же!
- Александра Давид-Неэль
Загадочный Тибет, тайные доктрины его мудрецов манили всех любителей приключений. Но в 19 веке очень мало кто мог достичь этого места, ибо границы были закрыты(вторжение англичан 1873-1874 года). Но именно Александра стала не только первой покорительницей загадочного Тибета, но и величайщей путешественницей конца 19 века, воссоединив знания Востока и европейские ценности в своих книгах.
Девушка еще с самого раннего детства интересовалась всем необычным, в том числе и местами, увлекалась чтением приключенческих романов Жюля Верна и Эмара, слушала рассказы знакомого географа Элизе Реклю о странах, в которых он побывал.
Немного повзрослев, она сбежала от родителей, живущих во Франции, поехав в Испанию. Все бы ничего, вот только девочка решила путешествовать на велосипеде. В конце концов, ее поймали и отправили домой.
После она обучалась в католической школе и Брюссельской консерватории. Александра была очень талантлива как певица, подавала большие надежды как пианистка. Затем ее отправили в Лондон на обучение и повышение ее навыков.
Там же, девушка встретилась и познакомилась с Еленой Блаватской, которая и заинтересовала Александру своими рассказами о Тибете.
Французженка очень много путешествовала, прежде чем попасть на Тибет, ведь европейке было очень сложно туда пробраться, по политическим причинам. Несмотря на значимость этого путешествия находились и те, кто отказывался верить в то, что она действительно посетила Лхасу.
Дело в том, что одновременно с ней, Тибет пытался покорить Николай Рерих. Путешественник подобрался к Лхасе с запада, но так и не смог пересечь границу. Удивительно, но позже никто из них ни разу не упомянул о столь странном совпадении.
Приложив немало усилий, Александра, наконец, попала на Тибет, в Лхасу, где посетила дворец Далай-ламы. По мотивам своего открытия Александра и написала "Путешествие парижанки в Лхасу", "Мистики и маги Тибета". Со скептическими утверждениями “противников” путешествий Давид-Неэль боролись коренные тибетцы. В книгах Александры они узнавали родные места — бесконечные плоскогорья, скопления снежных вершин и туманную панораму, которая будто оберегала Тибет от посторонних глаз.
2. Энни Смит Пек
Покорительница горных вершин, одна из самых известнейших американских путешественниц-альпинисток. Энни покорила многие горы, но ее наиболее значимой заслугой стал «общеамериканский» рекорд, который она поставила, покорив вершину горы Хуаскаран (6656 метров).
Родилась в 1850 году. Семья девочки была вполне обеспечена, поэтому будущая альпинистка получила отличное образование. После окончания школы получила ученую степень и начала преподавать. Но вскоре, в 1892-ом году, отказалась от преподавательской деятельности, не соответствующую ее стремлениям, в угоду своих желаний. Ее интерес сосредоточился на археологии, альпинизме и путешествии.
Об Энни узнали многие после ее покорения горы в Альпах - Маттерхон. Одно неосторожное высказывание ее преподавателя колледжа о том, что женщины не могут быть альпинистками породило страстное желание внутри девушки доказать обратное. Она - одна из первых покорительниц почти всех вершин Южной и Северной Америки и Европы. Последнее восхождение совершила в 82 года. Альпинистка написала множество книг, прочла большое количество лекций в университетах, открыла многие горные пики.
3. Мавра Павловна Черская
Почти весь Северо-восток России был неизвестен вплоть до начала 20 века. Не было ни полного описания этой местности, ни карты, где она была изображена. Эту неизведанную площадь, достигавшую в размерах половину Европы, называли «белым пятном». Однако Мавра Черская лишила это место этого звания.
Мавра Павловна – российская исследовательница и путешественница, жена и помощница крупнейшего геолога и географа Сибири Черского Ивана Дементьевича. Она изучала геологию и географию Сибири, исследовала равнины и хребты, составляла карты и вела описание флоры.
В июне 1891 года Черские, взяв с собой 12ти летнего сына Александра, отправились на три года исследовать приполярный Северо-восток Сибири - бассейны Яны, Индигирки и Колымы. Проводником стал Степан Расторгуев. Иван и Мавра вели тщательные исследования, не смотря на то, что условия были ужасны. Они составили картосхему маршрута, комплексный профиль от реки Индигирки до Верхнеколымска, многочисленные коллекции фауны и описания флоры местности.
25 июня 1892 года случилась трагедия, Иван Черский умер в дороге, но Мавра, похоронив мужа, довела экспедицию до Нижнеколымска. А после, все их записи и коллекции передала в академию наук.
В пожилом возрасте вела кружки географов, участвовала в экскурсиях.
В центральной части горной системы Черского, на Северо-востоке Сибири, возвышается гора Мавры Черской высотой около 2168 метров.
4. Фрея Старк
Известная путешественница и писательница из Британии, которая написала более двух десятков книг о своих приключениях на Ближнем Востоке и в Афганистане.
В молодости Фрея часто болела. Обычно, такие люди стараются проводить время дома, но только не Старк. Девушка не хотела мириться со своей участью и решила бросить вызов судьбе. В 1927 году она отправилась в Бейрут, посетила Иерусалим, Каир. По словам Фреи, поначалу, она путешествовала ради забавы, но потом осознала, что не может долго жить на одном и том же месте. Она относила себя к таким людям, которые "путешествуют, даже когда неподвижно сидят, будучи скованными цепями".
Фрея Старк всегда была очень любознательной девочкой, мечтавщей о путешествиях. В 1927 году Старк сделала первый шаг своего большого путешествия: села на корабль и отправилась в Багдад.
Именно так она и стала первой европейкой, исследовавшей юг Аравийской пустыни.
5. Александра Викторовна Потанина
Русская путешественница, первая участница Русского географического общества, исследовательница Центральной Азии, жена известного географа Григория Николаевича Потанина, так же сопровождавшая его в экспедициях. Исследовала жизнь и быт народов Центральной Азии, тем самым внесла огромный вклад в географическую науку. Она побывала в Северо-западной Монголии, в долине Черного Иртыша, Северном Китае, Восточном Тибете, Центральной Монголии и даже совершала переход через пустыню Гоби.
Александра родилась в 1843 году. Была болезненным и нервным ребенком. Получила домашнее образование, много читала и занималась саморазвитием, хорошо рисовала. Именно она стала первой русской женщиной, проникщей вглубь центральной Азии и Китая и открывщей внутренний мир народов этих мест, тем самым, внесла огромный вклад в географическую науку. В ее честь даже назван кратер на Венере.
6. Мария Васильевна Кленова
Мария Васильевна Кленова - основательница морской геологии в СССР.
Родилась в 1898 году в Иркутске. Окончив гимназию в Екатеринбурге, В 1915—1919 году проходила медицинские курсы в Москве, Екатеринбурге и Томском университете. Поворотным моментом для нее стало посещение лекций Фритьофа Нансена об арктических экспедициях.
C 1925 года работала старшим научным сотрудником Института океанологии Академии наук СССР. В 1937 году ее утвердили в звании профессора в области геологии моря и постановлением Высшей аттестационной комиссии от 11 мая 1937 г. Ей была присвоена ученая степень доктора геологоминералогических наук без защиты диссертации. На основе своих исследований она разработала методику составления грунтовых карт морей. По этой методике и под руководством М. В. Кленовой было составлено свыше 150 грунтовых карт для Баренцева, Белого, Каспийского и многих других морей. Опубликовала более 250 научных работ, в ее память были названы: океанская впадина на севере от Гренландии, подводная гора в 450 км на восток от бразильского города Сальвадор, ударный кратер на Венере и даже учебно-производственное судно.