«На мой взгляд, все русские таковы или склонны быть таковыми. Если не рулетка, так другое, подобное ей. Исключения слишком редки... Рулетка — это игра по преимуществу русская…» Ф. М. Достоевский. «Игрок»
В юности Федор Михайлович играл на бильярде, позже (в надежде поправить финансовое положение) перешел на карты…
Совершенно точно известно, когда великий русский писатель и рулетка нашли друг друга. Это произошло 24 июня 1862 года в «Spielbank Wiesbaden», во время путешествия по «Стране святых чудес».
Достоевский примчался в курортный городок Висбаден на встречу со своей парижской возлюбленной Апполинарией Сусловой.
Парочка отправилась в казино, кажется даже не играть, поужинать в ресторане…
Первое посещение прошло феерически, сразу выигрыш более 10 тысяч франков, половину Федор Михайлович успел отправить родным в Санкт-Петербург, оставшиеся деньги проиграл.
Человек страстный, увлекающийся он целиком подпал под обаяние рулетки, совершая ошибку большинства игроков- пытаясь разгадать «систему».
«Я, Варвара Дмитриевна, в эти четыре дня присмотрелся к игрокам. Их там понтирует несколько сот человек, и, честное слово, кроме двух, не нашел умеющих играть. Все проигрываются дотла, потому что не умеют играть. Играла там одна француженка и один английский лорд; вот эти так умели играть и не проигрались, а напротив, чуть банк не затрещал. Пожалуйста, не думайте, что я форсю с радости, что не проиграл, говоря, что знаю секрет, как не проиграть, а выиграть. Секрет-то я действительно знаю; он ужасно глуп и прост и состоит в том, чтоб удерживаться поминутно, несмотря ни на какие фазисы игры, и не горячиться. Вот и все, и проиграть при этом просто невозможно, а выиграете наверно» /из письма Ф.М. Достоевского к В. Констант, 1863 г./.
Казалось бы, все ясно — «не горячиться». Увы, для Федора Михайловича сохранять выдержку оказалось невозможным. Крупный выигрыш в «Spielbank Wiesbaden» стал первым и последним.
Путешествуя между бальнеологическими курортами Висбаденом, Бад-Хомбургом и Баден-Баденом (якобы с целью укрепления здоровья) он проиграл не только все свои средства, но и деньги Сусловой. Часы писателя и драгоценности Апполинарии отправляются в ломбард, а
в Санкт-Петербург — отчаянные письма с мольбами о помощи.
Но гений не был бы гением! В записках писателя появляются первые сцены романа «Игрок».
Три главных героя: учитель Алексей — сам Достоевский; Полина — Апполинария Суслова; Де-Грие — испанец Сальвадор, любовник Апполинарии.
Следующий визит в Висбаден состоялся в 1865 году. Федор Михайлович имел при себе 175 руб. Быстро проигрался. В итоге, хозяин отеля «Nassauer Hof» распорядился подавать писателю только хлеб и воду…
Получив денежную помощь от друга барона Александра Егоровича Врангеля, Достоевский смог вернуться в Россию.
В 1866 году Федор Михайлович так остро нуждался в деньгах, что пошел на кабальный контракт с петербургским издателем Федором Тимофеевичем Стелловским: «...в контракте нашем была статья, по которой я ему обещаю для его издания приготовить роман, не менее 12-ти печатных листов, и если не доставлю к 1-му ноября 1866-го года (последний срок), то волен он, Стелловский, в продолжении девяти лет издавать даром, и как вздумается, всё что я ни напишу безо всякого мне вознаграждения...» /из письма Ф. М. Достоевского к А. В. Круковской, 17 июня 1866 г./
Итак, у писателя очень мало времени еще и здоровье подводит. Раньше он никогда не диктовал свои произведения, но выхода нет. Приходится нанять в помощницы студентку стенографических курсов Анну Григорьевну Сниткину.
Сотрудничество оказалось очень плодотворным, как в творческом плане, так и в личном.
К 29 октября «Игрок» готов к печати.
В основе сюжета автобиографические факты: игра на рулетке, создание собственной теории, катастрофа проигрыша; любовная драма; азарт проникающий во все области жизни; разрушение психики. «И вот полтора года с лишком прошли. И я, по-моему, гораздо хуже, чем нищий! Да что нищий! Наплевать на нищенство! Я просто сгубил себя!» и маленькая лазейка к свету в духе Достоевского: «Что я теперь? Zero. Чем могу быть завтра? Я завтра могу из мертвых воскреснуть и вновь начать жить! Человека могу обрести в себе, пока еще он не пропал!» /из монолога Андрея. «Игрок», 17-я гл./.
Анна Григорьевна помогала Федору Михайловичу в работе над знаковым романом —«Преступление и наказание». Эта трагическая история собрана из разных эпизодов: исповедь-откровение каторжанина из Омского острога; прочитанная в газете заметка о старообрядце-раскольнике, зарубившем топором двух женщин; статья из французской прессы (ее Достоевский сам когда-то редактировал) о неком студенте Ласенере, который убил 2-х человек и «сбирал деньги в старушечьей крови», а на суде бравировал: «Я личность возвышенная, жертва общества, убийца ради идеи».
Писатель берет образ французского мерзавца, дает ему фамилию Раскольников и селит в нездоровую атмосферу Санкт-Петербурга.
Так вот, если Вы приедете в Баден-Баден местные гиды непременно покажут дом, украшенный бронзовым изображением Федора Михайловича с раскрытым романом, и расскажут, что «Игрок»/«Преступление и наказание» написаны именно здесь - Lichtentaler Strabe 13, Baden-Baden, Germany.
Не верьте! Оба произведения перешли из «сознания автора» на бумагу в доме № 14/7 на углу Столярного переулка и Казначейской улицы, г. Санкт-Петербурга.
Висбаден также имеет мемориальную доску на фасаде курхауса, бюст писателя и особо ценный раритет — единственную в мире подлинную рулетку, на которой играл сам Федор Михайлович!
Оба немецких города до сих пор борются за звание «прототипа Рулетенбурга».
В процессе работы писатель и стенографистка прониклись взаимной симпатией и поженились спустя месяц после завершения труда над «Преступлением и наказанием».
В 1867 году, спасаясь от кредиторов, Достоевские сбежали за границу. Для осуществления плана пришлось заложить все приданое молодой жены.
Супруги прибыли в Баден-Баден.
Двойное название город получил в период германских религиозных распрей (1525-1540 гг.) Баденское маркграфство разделилось тогда на протестантский Баден-Дурлах и католический Баден-Баден. Через 2 столетия городки соединяться вновь в качестве Великого герцогства Баденского.
Слава термального курорта закрепилась за дивным местечком в живописной долине реки Оос у подножья горного массива Шварцвальд во II веке до н.э.
Римские легионеры восстанавливали силы в шикарных «Термах Каракаллы» поселения Baden («купальни»).
Лечебные ванны принимали: кайзер Вильгельм I, королева Виктория, рейхс-канцлер Бисмарк, генерал Барклай-де-Толли и др.
В Баден-Бадене отдыхали члены королевских семей, аристократы, промышленники, деятели искусства, «инженеры человеческих душ» -писатели.
Иван Сергеевич Тургенев прожил в городе почти семь лет и написал провальный роман «Дым». Николай Васильевич Гоголь читал друзьям главы из «Мертвых душ». Лев Николаевич Толстой в 1875 году, проиграв значительную сумму, записал в Дневнике: «В этом городе все негодяи, но самый большой из них - это я».
Летом 1867 года Федор Михайлович Достоевский играл на рулетке 7 недель подряд.
Баден-Баден стал первым местом (далеко не последним), где Анна Григорьевна столкнулась с ежедневной безнадежной драмой. В своих стенографических тетрадях, а позже в «Воспоминаниях» она подробно описывала ужасы бытия: «...не прошло недели, как Федор Михайлович проиграл все наличные, и тут начались волнения по поводу того, откуда их достать, чтобы продолжать игру. Пришлось прибегнуть к закладам вещей. Но и закладывая вещи, муж иногда не мог сдержать себя и иногда проигрывал все, что только что получил за заложенную вещь…..Должна отдать себе справедливость: я никогда не упрекала мужа за проигрыш... Но мне было до глубины души больно видеть, как страдал сам Федор Михайлович: он возвращался с рулетки... бледный, изможденный, едва держась на ногах, просил у меня денег (он все деньги отдавал мне), уходил и через полчаса возвращался, еще более расстроенный, за деньгами, и это до тех пор, пока не проиграет все, что у нас имеется».
Только один раз за два месяца Федор Михайлович вернулся с букетом белых роз, обручальными кольцами (выкупленными из ломбарда) и выигрышем в 180 франков. Через 2 дня все это (кроме роз) было унесено колесом фортуны.
«Федя, сел на стул и хотел посадить меня к себе на колени, но я сама стала перед ним на колени и стала его утешать... Он стал уверять, что это в последний раз, но не мог продолжать, облокотился на стол и заплакал. Он сказал: «Я у тебя последнее украл». Как мне было за него больно, это ужасно, как он мучается...»
Святая женщина! В этом горячечном бреду она прожила 4.5 года.
Во время этого «игорного запоя» летом 1867 в Баден-Бадене произошло еще одно событие - «Главный спор о русской литературе» между Достоевским и Тургеневым.
Дело в том, что проигравшись Федор Михайлович частенько занимал деньги у состоятельного Ивана Сергеевича.
Однажды два классика встретились, оба в плохом настроении. Первый был озабочен поиском средств для похода в казино, второй — тяжело переживал критику и неприятие в России романа «Дым».
Суть конфликта, приведшего к полному разрыву отношений, Достоевский подробно описал в письме А.Н. Майкову от 16 августа: «...Я, хоть и откладывал заходить к Тургеневу, решился наконец ему сделать визит. Я пошел утром в 12 часов и застал его за завтраком. Откровенно Вам скажу: я и прежде не любил этого человека лично <...>, а главное, его книга «Дым» меня раздражила. Он сам говорил мне, что главная мысль, основная точка его книги состоит в фразе: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Он объявил мне, что это его основное убеждение о России <...> Между прочим, Тургенев говорил, что мы должны ползать перед немцами, что есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость. Он говорил, что пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов. Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. — Для чего? — спросил он. — Отсюда далеко, — отвечал я; — Вы наведите на Россию телескоп и рассматривайте нас, а то, право, разглядеть трудно. Он ужасно рассердился. <...> Во все 7 недель я встретился с ним один только раз в вокзале. Мы поглядели друг на друга, но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться».
Достоевский вернул Тургеневу долг только через 10 лет, когда рулетка давно ушла в прошлое.
Игромания покинула Федора Михайловича в одночасье и навсегда. 28 апреля 1871 года он проснулся там, где все началось - в Висбадене и написал Анне Григорьевне: «Надо мной великое дело совершилось, исчезла гнусная фантазия, мучившая меня почти 10 лет. Десять лет я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз…»
Впоследствии, в поездках за границу (1874, 1875, 1876, 1879 гг) Достоевский ни разу не подходил к игровому столу. Правда к этому времени в Германии запретили рулетки, но оставались Спа, Монте-Карло, Женева и много других мест, куда не помешало бы добраться расстояние.
Федора Михайловича не тянуло к игре, очевидно, эту страсть он исчерпал до дна.
Россия. Санкт-Петербург. Федор Михайлович Достоевский.
Европейские путешествия Ф.М. Достоевского.
Европейские путешествия Ф.М. Достоевского. Германия. Берлин.
Европейские путешествия Ф.М. Достоевского. Германия. Кельн.
Европейские путешествия Ф.М. Достоевского. Германия. Дрезден.
#достоевский #литература #германия #путешествия