Чем хорошая драматургия отличается от плохой?
Тем, что в хорошей драматургии есть лихо закрученная человеческая история с обязательным перевёртышем: финал должен быть неожиданным, хотя и закономерным. А кто из персонажей плохой и кто хороший — решает публика. Читатели или зрители. К уровню драматургии это не имеет отношения.
Повторять банальную мысль о том, что жизнь — самый изобретательный драматург, мне как драматургу совсем не хочется. Но жизнь щедра на сюжеты, которые нарочно не придумаешь.
Например, жила в украинском городе Мариуполе такая Ольга Абдурашитова, родившаяся 27 октября 1987 года.
Она с пониманием отнеслась к расстрелу снайперами протестующих на киевской площади Независимости, известной как Майдан; восхищалась правительственными силовиками и 23 февраля 2014 года посвятила им рифмы:
Приказ Вашингтона устроить погром,
Майданные суки пошли напролом.
Но здесь перед ними, упершись в асфальт,
Ребята из "Беркута" твердо стоят.
В них камни летят и горящая смесь,
Толпа озверевшая хочет пролезть.
Там кто-то упал, здесь кто-то горит,
Но рядом товарищ, шеренга стоит.
К парламенту рвутся, пытаясь поджечь,
В Брюсселе грозятся уроки извлечь,
Политики-суки, предавши страну,
Хотели гражданскую начать войну.
И тут на Грушевского рота солдат
Решили, как деды, ни шагу назад!
Этот стих, как и свои снимки с оружием, и геополитические откровения Ольга регулярно публиковала на страничке "ВКонтакте".
Особенное место в энергичной интернет-жизни Ольги Абдурашитовой занимала тема взаимоотношений Украины и России. Но если российские силовые структуры болезненно реагируют на сочувствующих Украине, то украинские силовые структуры пропускали мимо ушей рискованные выступления Ольги...
...а она открыто писала, что Россия должна как можно скорее освободить её страну от украинской армии, стояла на центральной площади Мариуполя с плакатом "Путин, приди!" и публиковала тексты вроде этого, от 9 июня 2014 года: "США требует от России разъяснить, почему российский флаг развевается на здании парламента Крыма, на госучреждениях Луганской и Донецкой областей. Во-первых, это красиво. Во-вторых: будете пиздеть — и у вас повесим!".
Словом, Ольга Абдурашитова не скрывала, что собирается вскоре стать россиянкой в родном Мариуполе, никуда не переезжая, — просто благодаря расширению ДНР на юг, в сторону Чёрного моря. Однако жизнь приготовила для этой истории другую драматургию с неожиданными сюжетными поворотами.
24 января 2015 года с территории ДНР по жилому микрорайону "Восточный" в Мариуполе был нанесён артиллерийский удар. Установки залпового огня "Град" выпустили 120 ракет, жертвами которых стали 31 житель города.
Одной из убитых оказалась Ольга Викторовна Абдурашитова, проживавшая в Мариуполе на улице Олимпийской. Тело 27-летней женщины обнаружили на улице Киевской, возле рынка "Киевский".
108 человек были доставлены в больницы с ранениями разной степени тяжести. Милене Абдурашитовой во время обстрела оторвало часть левой ноги, но врачи сумели спасти девочку-дошкольницу.
В 2016 году Орджоникидзевский районный суд Мариуполя приговорил к девяти годам лишения свободы Валерия Кирсанова — сотрудника госавтоинспекции Мариуполя. Он корректировал огонь артиллеристов ДНР и указал координаты, по которым стреляли установки "Град". Обвинения были выдвинуты в соответствии с Уголовным кодексом Украины по статье 258-3 "Создание террористической группы или террористической организации" и статье 263 "Незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывчатыми веществами".
А спустя ещё некоторое время на стене 15-этажного здания в Мариуполе появился мурал. Огромная картина стрит-арт-художника Саши Корбана сделана с фотографии Милены Абдурашитовой, осиротевшей одноногой дочери Ольги Абдурашитовой — женщины с автоматом, которая мечтала стать жительницей ДНР и россиянкой, но так и не стала.
Если бы я или другой драматург придумал такую историю, нас обвинили бы в чём угодно. В очернительстве Украины, в очернительстве России, в очернительстве ДНР, в очернительстве артиллеристов, в очернительстве ГАИ, в очернительстве действительности, а ещё в примитивности, в пошлости, в попытке надавить на жалость, в искажении патриотизма, в избытке драматизма, в недостаточной идейной выдержанности, в отсутствии морали...
...но жизнь складывает истории без эмоций: только факты.
И предъявить такому драматургу нечего.
ВНИМАНИЕ!
Возможность читать авторские книги с комментариями, самим комментировать наиболее занимательные и острые публикации, а порой и вступать в переписку с автором с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Подписка от сотни рублей в месяц — недорого и приятно. Идёт селекция, естественный отбор. Чем тоньше сито, тем более интересная публика соберётся и тем более увлекательным будет общение. А за это и цену пачки дешёвых сигарет не жалко заплатить.
Подписывайтесь, потолкуем.
★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.