Найти в Дзене

Разгром или победа революции?

Оглавление

Обзор книги Фадеева

                                      Иллюстрация к роману Фадеева
Иллюстрация к роману Фадеева

В данном произведении выделяются и иные партизаны отряда, но главная роль здесь принадлежит образу Морозки.

У этого персонажа нет достоинств, которыми может похвастаться Метелица, но и он остается очень даже естественным, смелым. Ему присуща такая черта как хулиганство!

Он плавно вышагивает перед крестьянами, необычно выпрямившись. Фадеев при этом наравне с людьми восхищается всадником, сравнивая его образ со "свечечкой". Герой ехал по долине, иногда вздрагивая будто пламя свечи.

Через абзац главы перед читателем уже предстал совсем другой образ Морозки. Ничего не осталось от его прежней гордой осанки! "Воровато оглядевшись", он украл чужие дыни, а потом побежал к лошади, трусливо вбирая голову прямо в плечи и поочередно замирая в полусогнутом состоянии. Именно в подобном контрасте автор показал неумение героя себя контролировать, непостоянство его желаний, безбашенность и безотчетность многих поступков. Когда не давая себе отчета, герой спас раненого, то это показало лишь доброту его намерений.

Морозка представляет собой довольно многогранную личность. В начале романа он - ленивый ординарец. У него нет никакого стремления выполнять приказы командира и ездить, раздавая ненужные пакеты. Он не отличался деловой хваткой и силой воли. Не зря его образ сопоставлен с конем, сильно напоминавшим хозяина даже цветом зелено-карих глаз!

Морозка дремлет в тайге летом, становясь частью самой природы. В отряде партизан было все спокойно на тот момент. Вокруг стояла необыкновенная тишина. Ощущались только запахи смолы. Повсюду чувствовался жаркий зной лета. Все создало впечатление покоя, столь ощутимого главным персонажем книги.

Это еще не весь Морозка! Ему характерно и иное. При начале сражений, буквально взрывающих таежную дремоту, он делался романтическим. Во всех боях герой летал словно птица. Иногда Морозка проносился мимо Мечика напоминая всадника: "Смутным впечатлением этого дня осталась еще фигура Морозки на оскаленном жеребце с развевающейся огненной гривой, промчавшаяся так быстро, что трудно было отличить, где кончался Морозка и начиналась лошадь". До этого писатель видит перед собой чудо-персонажа. Лошадь предстала перед ним будто в волшебной сказке, когда он позвал ее своим громким молодецким свистом!

Левинсон ценит его молодецкий нрав, лихость и безоглядность. Ему удается сдержать своеволие Морозки, и он не хочет разрушать свободное отношение героя к миру, а напротив, направляет его устремления в нужное русло.

                                             Часть "Враги" романа Фадеева
Часть "Враги" романа Фадеева

Суд над Морозкой представляет собой самую напряженную психологически сцену при сопоставлении его с образом Левинсона. Всегда заметна читателю внутренняя параллель между персонажами. Командир устроил суд над Морозкой, и он же мудро и незаметно убрал риск его изгнания из партизанского отряда. Левинсон действует по четкому плану. Морозка на себе испытал все итоги его действий. Командующий желает добиться улучшения Морозки.

Непутевый партизан вполне мог вести себя неверно, казаться наглым, когда понимал свои ошибки и трусливо смягчиться при отнятом вооружении. Вдруг Морозка осознал, что его могут прогнать из отряда бойцов. Тогда он поклялся перед мужиками: "Да разве б я... сделал такое... ну, дыни эти самые... ежели б подумал... да разве же я, братцы! - вдруг вырвалось у него изнутри, и весь он подался вперед, схватившись за грудь, и глаза его брызнули светом, теплым и влажным... - Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!"

Он сильно предан боевым товарищам и этого невозможно не заметить! Без сослуживцев Морозка просто не в состоянии был представить себя. Он видел смысл всего случившегося, хотя был самым несознательным солдатом. Герой понял глубокую необходимость боевых сражений. Это осознание вполне естественно для него, как и иные действия, размышления. Это его личная борьба.

События заставляют его более по-взрослому относиться к жизни. Когда он осознает правоту командира в отношении к нему, то в его судьбе возникает нечто новое. Он без труда отказывается от своих старых желаний. Морозка больше не хочет пугать крестьян только из смеха слухом про японцев. Наоборот, герой старается им помочь по собственному желанию. Ему удалось прекратить беспорядок у парома и организовать переправу. Отказ от обыденного хулиганства доставил персонажу искреннюю радость, какую ранее доставляло шалопайство с озорством. Герой просто счастлив личным победам над своим разгильдяйством и помощи другим людям.

В романе ярко видно единство коллектива с отдельно взятой личностью персонажа. Еще Морозка сопоставлен с другим героем - Мечиком. Тот также представляет главный персонаж произведения прозаика. Нрав Мечика изображает психологию толпы с ее новыми целями и со всем тем, что унаследовано с древних пор. Личность этого образа предстает будто бы внутренне дистиллированной, чуждой интересам людей, оторванной от них. Поведение Мечика до обретения им истинной самостоятельности стало антиобщественным, и он губит не только бойцов, но и самого себя как индивидуальность.

                                              Иллюстрации к роману Фадеева
Иллюстрации к роману Фадеева

Значительное различие между персонажами заключается прежде всего в том, что у Морозки по сравнению с Мечиком заметна перспектива искоренить однобокость и видна дорога к победе цельной, активной личности нового человека, выступающего уже за коллективизм. Измена Мечика в финальной части и героизм Морозки во имя сослуживцев показала их противоположность друг к другу.

Писатель, выступая перед молодыми коллегами, так изобразил Морозку в своих речах: "Морозка - человек с тяжелым прошлым... Он мог украсть, мог грубо выругаться, мог грубо обойтись с женщиной, очень много в жизни не понимал, мог врать, пьянствовать. Все эти черты его характера, бесспорно, огромные его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости. Процесс участия его в революционной борьбе был процессом формирования его личности...

Мечик, другой "герой" романа, весьма "морален" с точки зрения десяти заповедей... но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса, его сугубо мелкий индивидуализм".

А вы на кого похожи из этих героев? Когда читаете тот или иной роман, то представляете ли себя на месте центральных персонажей? Каких, если не секрет?

Ставьте лайки те, кто неравнодушен к подобной тематике и считает добро главным качеством характера, а это уже великая редкость в наше время!